Новейшая «черная акула»

Идею отстрела лопастей вертолета для спасения летчика при аварийных ситуациях опробовал на себе летчик-испытатель, Герой Советского Союза Юрий Александрович Гарнаев. Это было в 1958 г. он на вертолете Ми-4 отстрелил лопасти и без катапультного кресла выбросился из кабины и приземлился на парашюте. Героический прыжок летчика-испытателя из парящего вертолета послужил созданию системы спасения летчика на вертолете «Черная акула».

В конструкторском бюро Камова создан боевой вертолет Ка-50 «Черная акула». Первый полет он совершил в 1982 г. вертолет быстро набирает высоту и обходит препятствия при полете на малых высотах. Два двигателя установлены по бокам и в верхней части фюзеляжа. Они оснащены пылезащитными устройствами, которые защищают от износа лопатки турбокомпрессора. Лопасти несущих винтов изготовлены из стеклопластика. Вооружение размещается на крыльях (диаметр 3,7 м), на которых имеется по два места крепления. «Черная акула» может нести управляемые реактивные снаряды или противотанковые управляемые ракеты. Справа в нижней части фюзеляжа размещена пушка, которая стреляет бронебойными или осколочно-фугасными зарядами.

Работа летчика на предельно малых высотах полета значительно облегчается тем, что пилотажная информация проецируется на лобовом стекле, там же летчик видит и прицел пушки, и прицел неуправляемых ракет. Кабина пилота полностью бронирована. Перед катапультированием летчика полностью отстреливаются лопасти несущих винтов. В каждой лопасти заложен взрывной заряд, который взрывается одновременно со срабатыванием катапультного кресла, лопасти разлетаются а разные стороны и освобождают путь для выхода вверх катапультного кресла. Если летчик не успевает нажать на рычаг катапультирования и вертолет упадет на землю, то его защитит бронированный корпус кабины и амортизаторы кресла, смягчающие удар.