Как устроен современный самолет

Когда автор этой книги был маленький, первое, с чего начинал он знакомство с новой игрушкой, - разбирал ее на части и смотрел что у нее внутри. Самолет и вертолет разобрать трудно, но ваше любопытство удовлетворит чертеж, где показаны главные части, из которых собирается летательный аппарат.

ЯК-18

Перед вами чертеж. Фюзеляж – корпус самолета. Он сварен из стальных труб. Часть его обтянута авиационным полотном. В центральной части фюзеляжа расположены две закрываемые прозрачным фонарем кабины: для ученика и для инструктора. Самолет может управляться и из кабины ученика, и из кабины инструктора. На передней части фюзеляжа монтируется особая стальная рама – подмоторная. Она держит на себе поршневой двигатель воздушного охлаждения с воздушным винтом. Двигатель вращает воздушный винт, который создает тягу, двигающую самолет вперед. За двигателем крепится маслобак, и все это закрывается капотом с жалюзи на лобовой части.

Катапультное кресло служит для аварийного покидания самолета. Летчик нажимает на соответствующую ручку, срабатывает пороховой заряд, и кресло вместе с летчиком выбрасывается из самолета, затем кресло отделяется, а у пилота открывается парашют, и он спускается на землю.

К нижней части фюзеляжа прикреплен центроплан – центральная часть крыла. В центроплане размещаются баки с топливом. Каркас крыла собирается из лонжеронов – основных несущих продольных балок и нервюр – поперечных. Лонжероны  и  нервюры делают из дюралюминия. Они поддерживают обшивку. На концах задних кромок крыльев крепятся элероны – небольшие подвижные плоскости, связанные с ручками управления в кабинах. Они позволяют накренять самолет вправо, влево, или напротив, устранять непроизвольный крен.

На левом крыле укреплен приемник воздушных давлений, что необходимо  для определения скорости полета. На задней части фюзеляжа крепится киль с рулем направления, и стабилизатор с рулем высоты. Руль направления связан с педалями,  а руль высоты – с ручками управления в кабинах.  Все эти важные части называются хвостовым оперением. Шасси нужны самолету для передвижения по земле. На Яке-18 трехколесное шасси – две стойкие шасси под крыльями и одна на носу фюзеляжа. В полете шасси убираются внутрь самолета, чтобы не создавать дополнительного сопротивления полету.

Миг-15

Фюзеляж современного истребителя  МиГ-15 с турбореактивным двигателем сделан так же, как и у вертолета Ми-1, но оборудование, конечно у него, сложнее. Но что, же общего? Общий у них материал, из которого они сделаны – дюралюминий, и конструкция фюзеляжа. Крылья у истребителя скошены назад, но сделаны также, как у Яка-18: лонжероны, нервюры, алюминиевая обшивка. Алюминиевое полотно не используется. На скоростях истребителя полотно порвалось бы в клочья. И этим он отличается от Яка-18. Однако у МиГа-15 такое же трехколесное шасси, как у Яка-18 и Ми-1. Однако оно убирается внутрь самолета.