Усовершенствованные штурмовики

Пока разработка новых вариантов штурмовика шла невысокими темпами, стал доступен новый двигатель Р-195, имевший повышенную тягу и меньшее ИК-излучение. Помимо партии из 50 буксировщиков мишеней Су-25БМ, двигатели Р-195 установили на все усовершенствованные варианты Су-25 (Т-8М).

Работы над усовершенствованным штурмовиком начались в 1981 году с учетом результатов боевых испытаний прототипов Т-8 в Афганистане. Новый вариант должен был иметь большую массу, быть более устойчивым к боевым повреждениям и нести системы и оборудование, позволяющие выполнять полеты днем и ночью в любых погодных условиях.

Созданию нового Т-8М (позднее ставшего Су-25Т) придавалось столь большое значение, что для его постройки использовали практически готовый прототип Т-8У (а также планер Т-8У для статических испытаний). Работы по постройке начались в 1983 году. На самолете постарались по максимуму использовать все внутренние объемы, чтобы разместить больше топлива и новое бортовое оборудование, которое включало навигационную систему «Восход» с двумя цифровыми ЭВМ. Также усилили бронирование машины. Чтобы освободить внутренние объемы, пушку установили под фюзеляжем со смещением на правый борт.

За окном в носовой части установили оптико-электронную прицельную станцию «Шквал», включавшую ТВ-систему с высоким разрешением, лазерный даль-номер-целеуказатель и систему наведения ракет 9М120 «Вихрь». Для обеспечения круглосуточного применения Су-25Т мог нести под фюзеляжем контейнер с телевизионной системой низкоуровневого освещения «Меркурий».

Комплекс бортовой обороны «Иртыш» включал станцию активных помех «Гардения», систему предупреждения об облучении «Береза» и станцию радиотехнической разведки «Пастель». Начиная с третьего прототипа, стали устанавливать станцию оптико-электронных помех «Сухогруз».