С-17 Globemaster III

Эти самолеты появляются во всех критических точках, от Афганистана до Гаити. Один раз такой самолет доставил в Боснию президента США Б. Клинтона, получив на это время радиопозывной «AIR FORCE ONE» (борт номер один, позывной президентского самолета).

С-17 — четырехдвигательный ВТС с высокорасположенным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Он имеет эргономичную кабину, оснащенную дисплеями. Два пилота С-17 сидят бок о бок и управляют самолетом с помощью боковых ручек, вместо традиционных для ВТС штурвалов. С-17 — первый транспортный самолет, оснащенный индикатором на лобовом стекле. Крыло машины размахом 51,08 м и стреловидностью 25° имеет суперкритический профиль и оснащено концевыми шайбами (винглетами), обеспечивающими высокую экономичность полета. На долю крыла приходится почти треть массы конструкции машины.

Имя Globemaster III (значение имени дано в честь самолетов С-74 и С-124 фирмы «Douglas») было присвоено С-17 5 февраля 1993 года начальником Аэромобильного командования генералом Рональдом Р. Фоглменом, позднее ставшим начальником штаба ВВС США.

Виртуоз воздушных перевозок

Первоначально предполагалось, что ВВС США приобретут 120 Globemaster III по закупочной цене около 10 млн долларов за самолет. Но в 2000 финансовом году были выделены средства на закупку еще 14 машин, а в мае 2002 года последовал заказ на 60 дополнительных самолетов. Конгресс США одобрил закупку еще 10 Globemaster III в 2007 году, а еще 15 машин заказали в 2009 году. Таким образом, к моменту завершения поставок у США будут 205 С-17. Кроме того, эти самолеты используются ВВС Австралии, Канады, Великобритании, Катара и еще некоторых стран.

История С-17

Прототип С-17, известный как Т-1, совершил первый полет из аэропорта Лонг-Бич на авиабазу Эдвардс 15 сентября 1991 года. В то время неудачи еще продолжали преследовать самолет. Первый полет состоялся на год позже запланированного срока. Новая проблема возникла 1 октября 1991 года: при статических испытаниях была выявлена недостаточная прочность крыла С-17, которую, правда, удалось устранить путем незначительных доработок.

Но программа летных испытаний С-17 на авиабазе Эдвардс проходила на редкость гладко. Летчики-испытатели и инженеры шаг за шагом определяли летные характеристики машины. В отличие от разработки программа испытаний шла в соответствии с заданным графиком. 7 сентября 1992 года самолет Р-3 совершил первый полет, это был выходной день, и одна из ВПП базы Эдварде была закрыта на ремонт. «McDonnell Douglas» получила разрешение впервые посадить машину на высохшее соляное озеро. Посадка на неровную поверхность не вызвала никаких проблем. Вскоре после этого основной боевой танк М60 стал первым образцом техники, поднятым в воздух на борту С-17.

Первый серийный С-17, известный как Р-1, взлетел 19 мая 1992 года. Базирующаяся в Чарльстоне 17-я транспортная эскадрилья, входившая в состав 437-го транспортного крыла, получила свой первый самолет 14 июня 1993 года.