«Германское изделие»

В Афганистане штурмовики Су-25 действовали эффективно, а их от­носительные потери были меньше, чем у МиГ-27, МиГ-23, МиГ-21 и Су-17. В Советской Армии самолет А. В. Руцкого, стали Героями Советского Союза. 

Боевые потери

Потери Су-25 в Афганистане со­ставили 25 самолетов или 10% от общего числа потерь самолетов советских ВВС. Всего же Су-25 выполнили более 600000 боевых вылетов. Броня кабины надежно защищала летчиков от пуль и осколков — ни один летчик в кабине самолета убит не был.

Назад в Афганистан

В 1993 году с осложнением ситуации в Таджикистане, в эту республику был направлен под эгидой ООН контингент российских войск, в состав которого входили штурмовики Су-25. Известно, что Су-25 наносили удары по лагерям исламистов не только на территории Таджикистана, но и в приграничных районах Афганистана.

Боевая нагрузка

Фугасные бомбы серии ФАБ приняты на вооружение в 1950-е годы; примитивное по современным меркам оружие, однако, отличается большой разрушающей силой. Максимально Су-25 мог взять восемь ФАБ-250 — внешние подкрыльевые пилоны не были рассчитаны на столь большую нагрузку, на них обычно подвеши­вали неуправляемые ракеты.

«Грач»

Прозвище «Грач» в Афганистане ис­пользовали чаще самого обозначения Су-25, а на фюзеляжах многих штурмовиков появились изображения грачат. Со временем «афганские» рисунки закрасили, хотя на отдельных самолетах они встречаются и сегодня.


Воздушные тормоза на законцовках крыла

Су-25 ранней постройки имели двухсекционные воздушные тормоза, которые затем дополнили еще двумя секциями, после чего каждый воздушный тормоз стал четырехсекционным.

Шасси

Носовая опора шасси на Су-25 смещена к левому борту, колесо снабжено щитком, снижающим вероятность попадания в воздухозаборники двигателей посторонних предметов при дви­жении по аэродрому. Рычажные стойки основных опор снабжены масляно-пневматическими амор­тизаторами и колесами с пневматиками низкого давления, за счет чего самолет способен эксплуа­тироваться даже с очень плохих взлетно-посадочных площадок.

Тормозной парашют

Все Су-25 (исключая Су-25 палубного базирования) оснащены тормозными парашютами, контейнер которых находится над хвостовой оконечностью фюзеляжа. В контей­нер укладываются два сферических парашюта ПТК-25. Выпуск парашютов производится пружинным механизмом и небольшим вытяжным парашютом.

Бронированная кабина

В кабине установлено катапультное кресло К-36Л. Сама кабина представляет сварную капсулу из титановой брони толщиной 24 мм. Бронированный фонарь кабины открывается вправо. На верхней части подвижного сегмента фонаря смонтировано зеркало для обзора задней полусферы. Все прозрачные поверхности фонаря, кроме лобового бронестекла — искривленные.