Эффект Stinger

Силовая установка Су-25 состояла из двух двигателей, которые, однако, были установлены слишком близко друг к другу, из-за чего повреждение одного двигателя приводило к выводу из строя второго.

Данный недостаток стал очевидным после появления у душманов ПЗРК Redeye и особенно с октября 1986 года, когда они стали использовать ПЗРК General Dynamics FIM-82A Stinger. От ракет ПЗРК Redeye за короткий срок были потеряны два Су-25 — тепловые ловушки не помогли. Количество ложных целей увеличили на каждом самолете со 128 до 256 за счет установки четырех блоков на 32 ложных цели каждый на мото­гондолах.

Применение душманами ПЗРК Stinger привело к еще более печальным последствиям. За три дня были потеряны четыре Су-25, причем погибли два летчика. Ракета ПЗРК Stinger подрывалась в районе сопла двигателя самолета, поражая топливные баки, а от пожара пережигались тяги системы управления и выходили из строя двигатели. Для снижения вероятности вывода из строя двух двигателей одним попаданием между двигателями смонтировали бронеперегородку длиной 1,5 м и толщиной 5 мм.

Двигатели оборудовали новой системой пожаротушения с использованием фреона - ССП-2И/УБШ-4-2. На мотогондолах двигателей разместили шесть датчиков УТБГ, сигнализация которых была выведена на приборную доску. Нажатием одной из четырех кнопок летчик «разряжал» в двигатель один из четырех огнетушителей. Фреон находился в шарообразных баллонах емкостью 4 л, каждый баллон содержал 5,64 кг газа, сжатого до давления 6,9-14,2 мПа.

Данные доработки оказались очень удачными, и потери Су-25 резко сократились. Ни один штурмовик с бронеперегородкой между двигателями не был сбит ПЗРК Stinger, хотя повреждения получило большое количество самолетов. Доработки быстро внедрили в серийное производство, переобо­рудование прошли и все ранее построенные штурмовики.