Неутомимый долгожитель

В 1963 г. на ближние трассы поступил пассажирский самолет Ту-134 на 76, а в варианте на 134А на 80 пассажиров. Этот самолет летает до сих пор. Два турбореактивных двигателя установлены на хвосте самолета, что значительно снижает шум в пассажирской кабине. Горизонтальное оперение поднято на вершину киля. Топливо размещено в крыле. Ту-134 широко применялся в аэрофлоте и во многих зарубежных авиакомпаниях. Свой первый зарубежный рейс Ту-134 совершил в сентябре 1967 г. по маршруту Москва – Стокгольм.

Новейший Ту-334

В скором времени на ближних линиях самолеты ту-134 будут заменены Ту-334, рассчитанными на 102 пассажира. Самолеты будут летать по трассам протяженностью  2000 – 3000 км со скоростью 800 – 820 км/ч. Ту-334 принадлежит к самым распространенным самолетам на 100 мест, которые пользуются повышенным спросом во всем мире. Ту-334 отвечает мировым нормам по топливной экономичности (вдвое экономичнее Ту-134), уровню комфорта, удобству эксплуатации.

Самолет Ту-334 – младший брат Ту-204.  У них одинаковые кабины пилотов, пилотажно-навигационное оборудование, убранство пассажирской кабины. Хотя у обеих машин два двигателя, но у Ту-334 турбореактивные двигатели расположены, как у Ту-134, на хвосте фюзеляжа. По левому борту для пассажиров имеются две двери, которые планируется превратить в двери-трапы. Тогда не нужно будет ждать передвижных наземных трапов. По правому борту – два грузовых люка. Все двери оборудованы аварийными надувными трапами. При необходимости открывается дверь, надувается трап и по нему спускаются пассажиры, как дети с ледяной горки – на «пятой точке». Вот только пассажирам на модных острых каблуках придется снять туфли, чтобы не проткнуть материал трапа. Имеются спасательные плоты, используемые в случае вынужденной посадки на воду.

Над сиденьями пассажиров располагаются кислородные маски. Крышки ящиков, где хранятся маски, открываются автоматически, и маски выпадают прямо в руки при задымлении или разгерметизации кабины. Самолет летает с грузом 9 т на расстояние 2000 км, а с половиной загрузки – на 4000 км. Длина взлетно-посадочной полосы – 2200 м, но в дальнейшем на самолете предполагается установить два винтовентиляторных двигателя с толкающими винтами. Тогда и длина взлетно-посадочной полосы уменьшится и число пассажиров возрастет до 126. Правда, для этого придется удлинить фюзеляж с 33, 2 до 36, 9.