Как управлять во время кризиса

Начиная с детского сада, мы должны научить следующие поколения, как конструктивно управлять изменениями. Бизнес-школы должны превратиться в школы лидерства. Они должны научить студентов, как успешно управлять изменениями, ничего при этом не разрушая. Пока мы не делаем этого.

- Учитывая постоянные изменения, мы можем ожидать роста дезинтеграционных тенденций. Какие проблемы будут возникать в таком случае перед руководителями бизнеса?

Существует большая разница между движением человека по суше и тем, как движется серфингист. На твердой земле вы можете быть абсолютно неактивным - и все равно стоять на ногах. В любой момент вы можете начать двигаться в любую сторону. Серфингист же должен двигаться постоянно. Если он остановится - то просто пойдет ко дну. Можно использовать эту аналогию, чтобы объяснить, что бизнес сегодня ведет себя так, как будто он находится на твердой земле, тогда как на самом деле его уже давно правильнее было сравнить с серфингистом. Компаниям нефтегазового комплекса России только предстоит научиться постоянно изменяться под влиянием меняющейся среды. И чем быстрее они это сделают - тем лучше.

- Современный кризис называют еще кризисом лидерства и кризисом компетентности. Насколько вину за это можно приписать бизнес-школам, которые не сумели научить менеджеров лидерству?

Бизнес-школы не учат лидерству. Они преподают только бизнес-курсы: финансы, менеджмент, управление персоналом, операционный менеджмент и т.д. Общее управление, как таковое, не существует. Некоторые бизнес-школы пытаются коснуться предметов стратегического планирования или поведения в организации и утверждают, что именно это и является управлением. Но опять же - они учат отрывисто. Все эти предметы редко составляют общую картину.