Генрих Новожилов вспоминает

Вспоминая вехи развития советской авиации, Генрих Новожилов рассказывает, что прямыми конкурентами самолета Ил-18 были американский Аокхид «Электра» и английский Виккерс «Вэнгард».

 

— В то время много говорилось о соревновании этих самолетов. Эти соревнования на 100% выиграл Ил-18. И это в 50-х годах прошлого века, в стране, истощенной войной, не отправлявшей, как сейчас в погоне за легкими деньгами, сотни миллионов тонн нефти за рубеж. Ил-18 стал главным пассажирским лайнером всех стран социалистического лагеря. Много задач пришлось решать конструкторам и при создании Ил-62, который понравился и Министру авиационной промышленности СССР П.В. Дементьеву, и Министру гражданской авиации СССР Б.П. Бугаеву. Ходом работ над Ил-62 интересовался генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. 

Ил-76 показали Л.И. Брежневу, Б.П. Бугаеву, П.В. Дементьеву, А.А. Гречко, М.А. Суслову, которые живо интересовались авиационными делами. «Премьера» прошла успешно, хотя конструкторам пришлось немало поволноваться, ведь принцип «нравится — не нравиться» новинка «власть придержащим» в те годы был определяющим в судьбе многих научно-технических разработок.

В декабре 2006 года исполнилось 30 лет со дня первого полета Ил-86. На него в свое время чуть было не установили очень экономичные двигатели CFM-56, но помешало отсутствие понимания со стороны западных фирм и Аэрофлота, так что ремоторизация Ил-86 не состоялась.

К началу 80-х годов, когда объем перевозок в СССР превысил рубеж в 100 млн пассажиров в год, появилась необходимость создания нового широкофюзеляжного самолета с большой дальностью полета. Им стал Ил-96-300 с двигателями ПС-90А. Хотя Ил-96-300 и Ил-86 очень похожи внешне, сумма новаций на новом самолете оказалась столь велика, что разнесла эти машины по разным поколениям. В результате проведения огромной работы один из самолетов Ил-96 МО был оснащен американскими двигателями PW-2337 и пилотажно-навигационным оборудованием фирмы Collins. На его базе планировалось серийное производство Ил-96Т/М и поставка его «Аэрофлоту», в зарубежные авиакомпании. К сожалению, финансирование работ прекратилось, их пришлось свернуть.

Начавшаяся в стране кампания приватизации, акционирования коснулась в конце концов и авиапромышленного комплекса. В 2004 году была принята новая структура илью-шинского ОКБ, согласно которой отныне генеральному конструктору подчинялись только бюро проектов и отделение прочности и ресурса. Финансовые вопросы решать он уже был не вправе.

— В условиях рыночных отношений подобное звучало как возможность «непорочного зачатия», — с иронией отмечает Г.В. Новожилов. — Распад системы, в прежние годы создававшей нашу авиапромышленность, привел отечественных авиаконструкторов в никуда.