Безальтернативное средство передвижения

Около 70% территории России — Сибирь и Дальний Восток, где практически отсутствует наземная сеть транспортных путей. Здесь воздушный транспорт — безальтернативное средство передвижения. Для развития авиаперевозок в этих регионах требуется государственная поддержка. В этом мнении сошлись все участники конференции.

Такой подход уже реализуется, например, в аэропортах Крайнего Севера, о чем рассказал первый заместитель генерального директора ОАО «Авиакомпании «Якутия» Павел Удод.

На территории Республики Саха (Якутия) расположены 32 аэропорта, 24 из которых имеют грунтовое покрытие. Поскольку тарифы на региональных воздушных линиях Якутии находятся в большом «отрыве» от платежеспособности населения, с 2002-го в республике осуществляется субсидирование внутрирайонных перевозок с ежегодным объемом финансирования из республиканского бюджета в размере более 100 млн рублей.

В Якутии создано Федеральное казенное предприятие, в которое вошли 23 аэропорта с малой интенсивностью полетов. В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России 2010—2015 гг.» финансирование аэропортов «Маган», «Жиганск» и «Усть-Нера» за счет федерального бюджета в 2012 году составит около миллиарда рублей.

Расширяя маршрутную сеть, авиакомпании «Якутия» обновляет и свой авиапарк. В нем появились новые самолеты Ан-140, наиболее адаптированные для полетов в условиях низких температур на грунтовых аэродромах. Предложение авиакомпании «Якутия» ввести субсидирование тарифов на социально значимых региональных маршрутах также и в Сибирском, Дальневосточном регионах на условиях совместного финансирования из бюджетов различного уровня. Кроме того, включить в проект Федеральной целевой программы «Развитие авиационной промышленности до 2025 года» серийное производство самолетов Ан-140.

Генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов отметил, что плачевное состояние аэродромной сети привело к полному вымиранию перевозок «по горизонтали» внутри и между регионами, из районных в областные и федеральные центры. Как может развиваться малый аэропорт, если он обслуживает всего три-четыре рейса в неделю, но по существующим требованиям все равно должен иметь в штате многочисленные службы?

По мнению Мартиросова, нельзя предъявлять одни и те же требования к аэропорту-миллионнику и расположенному в таежной глуши малому аэропорту.

В России давно пора снизить сертификационные требования к аэропортам местного значения. Тем не менее по итогам первых шести месяцев текущего года авиакомпания «ЮТэйр» перевезла на региональных самолетах более 400 тысяч пассажиров, а за весь 2011 год планирует перевезти более 1 миллиона. В парке «ЮТэйр» 71 воздушное судно шести типов, из них 42 зарубежного производства. В 2012 году парк авиакомпании увеличится до 81 воздушного судна.

Почему «ЮТэйр» отдает предпочтение «иномаркам»? Компания провела тендер на выбор регионального реактивного самолета. «Ильюшин Финанс Ко.» может построить 20—30 самолетов с первой поставкой ПРОБЛЕМА в 2018 году и по два самолета в год далее. Компания ATR готова поставить 20 самолетов в течение полутора лет.