Планер братьев Райт

В 1900 году братья Райт построили настоящий планер, затем еще один, на котором были учтены многие прежние недоработки. Наиболее оптимальный вариант профиля крыла выявился только после проведения двух сотен опытов в построенной собственными руками аэродинамической трубе.

На практике он воплотился опять-таки в планере, который братья Райт построили в конце 1902 года и который стал первым полностью управляемым летательным аппаратом тяжелее воздуха.

Для работы над созданием легкого и мощного бензинового двигателя Уилбур и Орвилл Райт привлекли механика Чарли Тейлора. Они рассчитали, что двигатель должен развивать мощность в 8—9 лошадиных сил и при этом весить не более 180 фунтов. После нескольких неудачных попыток задача эта была успешно решена, двигатель развивал мощность 15 лошадиных сил, был компактным и легким.

Одновременно было сделано еще одно важное изобретение — эффективный пропеллер. Изобретателям удалось правильно подобрать его профиль. За основу будущего аэроплана братья Райт взяли последний вариант своего планера, название ему дали «Флайер I». Он и стал первым в мире успешно летавшим самолетом.

Местечко Килл-Дэвил-Хиллз — это песчанные дюны, открытые всем ветрам. В те годы здесь было малолюдно, потому и выбрали его с 1900 года братья Райт для проведения своих летных испытаний — подальше от любопытных глаз. Пасмурным утром 17 декабря 1903 года Уилбур и Орвилл подбросили в воздух десятицентовую монету. Орвилл выиграл и отправился в первый в мире полет на аппарате тяжелее воздуха. Он продолжался 12 секунд, и за эти секунды Орвилл Райт пролетел 120 футов.

В изобретении самолета братья Райт поделили пальму первенства поровну. В бизнесе, скорее всего, роль «первой скрипки» принадлежала Орвиллу. Во всяком случае, переговоры о продаже их изобретения вел, как правило, он. Только в мае 1906 года братья получили патент. Они предлагали купить самолет и американскому военному ведомству, и французам, англичанам, немцам, но до подписания контракта дело ни с кем не дошло.

После смерти Уилбура в 1912 году Орвилл продолжил борьбу с конкурентами, но вскоре ушел из авиационного бизнеса. Он скончался в 1948 году, но до последних дней отстаивал право на первенство братьев Райт, в создании летающего аэроплана.