Энтузиасты из США

Америка лидирует по количеству авиараритетов, находящихся в частном владении. Масштабы этого можно оценить по шоу «Gathering of Mustangs» 2007 года, на котором в ознаменование 65-й годовщины самолета Р-51 летали более 70 машин. Фонд «Cotmemorative Air Force», собравший в 2009 году почти 160 машин в своей коллекции, был основан в 1957 году горсткой друзей, объединивших капиталы для покупки одного годного к полетам Р-51.

Аллен и Fw 190

Благодаря работе таких энтузиастов, как Кермит Уикс и Пол Аллен,удалось восстановить не один самолет-ветеран. Уикс проводит шоу «Fantasy of Flights», а Пол Аллен, бывший сопрезидент компании «Microsoft», жертвует на восстановление редких летательных аппаратов. Скоро после десятилетней реставрации полетит Focke-Wulf Fw 190 — единственный в мире годный к полетам подлинный истребитель этого типа. Интересно, что в 2005 году немецкая компания «Flugwerk» облетала заново построенный Fw 190. Точные реплики самолетов сейчас не редкость, но воспроизвести машину такой сложности очень тяжелая задача.

Ветераны реактивной авиации

Появление летающего реактивного истребителя Messerschmitt Me 262 стало настоящей сенсацией — многие уже не верили, что такое возможно. Внешне реплика настолько точна, что неотличима от подлинной машины. Новый этап в процессе восстановления раритетов реактивной авиации начался после того, как стали доступны советские истребители, такие как МиГ-15.

А в шоу Майка Бичихэда из ЮАР можно увидеть летающий English Electric Lightning, способный развить скорость, соответствующую М=2. Но самым большим реактивным самолетом — летающим экспонатом — является бомбардировщик Avro Vulcan, который, хотя и выглядит внушительно, оказался очень дорогим в содержании.