Джеффри де Хэвилленд

Начиная с 1937 года и до своей гибели на эксперименталь­ном скоростном самолете DH.108, Джеффри де Хэвилленд-младший испытывал почти все самолеты компании «de Havilland». Можно считать, что судьба Джеффри Рауля де Хэвилленда была предопре­деленной с самого рождения: его отец был одним из пионеров авиации и к моменту рождения сына — 18 февраля 1910 года — уже в течение двух лет занимался постройкой аэропланов и полетами на них.

В возрасте восьми месяцев отец взял сына в полет на одном из первых бипланов собственной конструкции. В январе 1928 года Джеффри окончил школу, после чего три года работал на фирме инженером.

Будучи резервистом британских ВВС, он прошел курс летной под­готовки в школе Стэйдж Лайн, ос­нованной его отцом, а в 1932 году стал инструктором в Техническом училище «de Havilland». Через два года на двухместном биплане Т.К.1 он принял участие в пятых авиагонках на Королевский кубок. Однако главной любовью Джеффри стало испытание самолетов — после участия в програм­ме испытаний самолета DH.84 Dragon 1 октября 1937 года он был назначен старшим летчиком-испытателем фирмы, сменив на этом посту Р. Дж. Уэйта, погибшего в катастрофе Т.К.4. Первым заданием Джеффри на новом посту стало окончание испытаний DH.91 Albatross, а 22 декабря 1938 года, взлетев с полосы Хэтфилда на про­тотипе DH.95 Flamingo, он впервые дал «путевку в жизнь» новому самолету.

С этого момента Джеффри де Хэвилленд-младший выполнял первые полеты на всех новых самолетах фирмы — за исключением DH.104 Dove. 25 ноября 1940 года в Хэтфилде в воздух поднялся W4050 — прототип DH.98 Mosquito, одного из самых удачных самолетов Второй мировой войны, а в 1943 году фирма переключилась на разработку реактивных самолетов. 29 сентября 1943 года де Хэвилленд-младший поднял в воздух прототип DH.100 (LZ548/G), который тогда именовался Spider Crab и лишь позже стал Vampire. Через девять месяцев, 28 июля 1944 года, летчик поднял в воздух RR915 — первый DH.103 Hornet, на котором де Хэвилленд вскоре установил мировой рекорд скорости для поршневых самолетов — 780 км/ч (он не побит до сих пор).

В 1944 году фирма «de Havilland Aircraft Сотрапу» согласно тре­бованиям Т.4 комитета Брабазона выполнила проработку нескольких вариантов турбореактивного пассажирского авиалайнера, на основании которых впоследствии появился DH.106 Comet. Изначально он проектировался по схеме бесхвостка со стреловидным  крылом. Для исследования аппарата такой конфигурации спроектировали экспериментальный DH.108. Было построено три прототипа этой машины для изучения особенностей пилотирования на разных режимах полета. Первым стал прототип TG283, на котором изучались полеты на малых скоростях. Для выполнения первого полета TG283 доставили в Вудбридж, графство Саффолк, где имелась ВПП длиной 3200 м. 15 мая 1946 года Хэвилленд-младший выполнил первый 30-минутный полет на TG283.

В рамках интенсивной программы испытаний на первом и втором прототипах был выполнен еще 51 полет, пока 27 сентября 1946 года второй прототип не разрушился в полете на высоте 3048 м — в ходе выполнения пологого пикирования. Самолет упал в море недалеко от Грейвсенда, летчик де Хэвилленд-младший погиб. Третий прототип, VW120, тем не менее достроили и передали на испытания, но и он разбился 15 февраля 1950 года, пилотировавший его летчик британских ВВС погиб.

В течение почти двух месяцев на TG283 проводились испытания на сваливание, которые также завершились трагедией — самолет разбился 1 мая 1950 года. К этому времени конфигурация лайнера Comet уже была определена, от схемы бесхвостка конструкторы отказались. За 11 -летнюю карьеру летчика-испытателя Джеффри де Хэвилленд был отмечен орденом Британской империи, он внес фундаментальный вклад в создание таких этапных самолетов, как Mosquito, Hornet и Vampire. Джеффри де Хэвилленду было всего 36 лет, а его гибель для отца — основателя фирмы, сэра Джеффри де Хэвилленда — стала трагедией.

Хотите знать особенности интернет-маркетинга в Украине? О конференции полную информацию вы найдете на 8p.ua.