Темпы роста перевозок

Период рецессии в глобальной мировой экономике завершился и индустрия авиаперевозок вступила в стадию компенсационного роста. 2010 год стал первым прибыльным годом для авиационной экономики после кризисных 2008—2009 годов. По данным IATA, доход отрасли в 2010 году составил 552 млрд долларов, а чистая прибыль 16 миллиардов.

Много это или мало? Как образно выразился заместитель директора IATA Аркадий Меркулов, от большого сочного яблока, символизирующего многомиллиардный доход авиакомпаний мира, реально в распоряжении авиакомпаний остался лишь жалкий огрызок. В 2011 году ситуация ухудшилась. В первом квартале текущего года авиационная отрасль получила чистый убыток, во втором чистую прибыль, а в итоге чистая прибыль за полугодие оказалась близкой к нулю. Это немедленно отразилось на цене акций авиакомпаний, которая упала на 15%.

Российские авиакомпании в течение 2010 года демонстрировали высокие темпы роста перевозок и по этому показателю значительно опередили мировой рынок авиаперевозок. В 2010 году перевезено 57 млн пассажиров, рост к 2009 году составил 26,2%. На внутренних воздушных линиях (ВВЛ) перевезено 29,3 млн, что составляет 51,5% от общего объема перевозок. Рост к 2009 году 23,1%.

Рост пассажирских и грузовых авиаперевозок в России продолжается и в 2011 году. Благодаря государственной поддержке удалось приостановить уменьшение количества гражданских аэропортов, а в 2010 году, впервые с 1992 года, их сеть увеличилась на четыре аэродрома. Авиакомпании приобретают новые воздушные суда, а некоторые из них даже ставят свои рекорды.

Но гром победных фанфар не может затушевать недостатки и провалы в состоянии отрасли. Вызывает тревогу состояние безопасности полетов. Как отметил президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев, количество катастроф и аварий воздушных судов отечественного производства в этом году напоминает далекий 1973 год. Большой негативный резонанс вызвала катастрофа Як-42 под Ярославлем 7 сентября, совпавшая с завершающим днем работы конференции.

Серьезную озабоченность вызывает российский авиапром. В обществе формируется мнение, что его ожидает судьба автопрома.

Как и много лет назад, сохраняются перекосы и диспропорции в развитии отечественной гражданской авиации. Из 109 авиакомпаний, осуществлявших пассажирские перевозки в 2010 году 35 авиакомпаний взяли на себя более 96% пассажиров. Из них 15 авиакомпаний более 77% и 5 авиакомпаний 52%.

Вызывает беспокойство перекос в географии маршрутов. Авиакомпании, являясь коммерческими организациями, ставят своей главной задачей извлечение прибыли. Вот почему они заинтересованы выполнять полеты только по коммерчески выгодным направлениям. А это в первую очередь маршруты, связывающие Москву и Санкт-Петербург с административными центрами субъектов Российской Федерации. Не случайно 75% перевозок осуществляется сейчас через аэропорты Московского авиаузла.