Способы сборки болтового соединения

С учетом различных конструкций стыков и возможности подхода для постановки применяются три способа сборки болтового соединения: запрессовка стационарными прессами и переносными пневмогидравлическими скобами; затягивание переносными устройствами; ударная запрессовка.

Затягивание обеспечивает самоцентрирование болта по отверстию, стабильное сжатие пакета, меньшие на 15...20% усилия, по сравнению с запрессовкой. Если при запрессовке диаметр болта увеличивается в пределах упругих деформаций, то при затягивании он уменьшается.

В конструкции болта для затягивания предусмотрен технологический хвостовик, который обрывается в момент окончания процесса его установки. Болты с натягом обеспечивают не только повышенный ресурс, но и герметичность соединения на керосин.

Запрессовка и затягивание болтов применяются для пакетов деталей из алюминиевых сплавов. Для ликвидации зазоров в ответственных болтовых соединениях стальных и титановых стыковых узлов и кронштейнов навески элеронов и рулей применяются конические болты с цилиндрической разрезной втулкой. При затягивании конического болта втулка, внутренняя поверхность которой коническая, раздается, выбирая зазор и создавая нужный натяг.

Дополнительным конструктивным мероприятием по повышению долговечности стыков является разработка конструкции болтового соединения, работающего на срез и обеспечивающего стабильную повышенную осевую стяжку пакета. За счет больших сил трения между деталями пакета срез болта разгружается, снижаются действующие напряжения на кромке отверстия, самой потенциально опасной зоне соединения, и ресурс значительно увеличивается.

Увеличенная высота гайки, повышенная жесткость, увеличенный диаметр шайб под гайкой и под головкой болта способствуют большей разгрузке среза болтов. Однако в процессе эксплуатации стягиваемый пакет и поверхность резьбы обминаются, затяжка уменьшается. Наиболее эффективным средством сохранения требуемой затяжки пакета пока остается подтяжка стяжных болтов при профилактическом ремонте.

Увеличение уровня предварительной затяжки пакета при сборке продолжает оставаться важным направлением повышения долговечности соединений. В труднодоступных местах конструкции для обеспечения стабильного стягивания пакета при невозможности вращать гайку применяется специальный болт Ф. С. Померанца.

Потайной болт затягивается с помощью дополнительной головки под ключ, которая после постановки болта удаляется.