Мармедьюк Пэттл

Многие считают Мармедьюка Пэттла самым результа­тивным асом союзников Второй мировой войны, хотя точные сведения отсутствуют, а в ВВС обеих сторон в период кампании в Греции были склонны переоценивать успехи своих летчиков. 

Мармедьюк Пэттл погиб в хаосе Греческой кампании 1941 года, но прежде успел сбить, по его данным, 50 самолетов противника лично и два — в составе группы. Впрочем, официально на счету Пэттла — 34 победы, и формально он уступает по количеству сбитых самолетов только Джонсону, но превосходит Бюрлинга, Финукейна и Мэлана, личный счет которого сильно преуменьшен, так как летчик нередко «отдавал» свои победы молодым пилотам.

Мармедьюк Томас Пэттл родился в 1914 году в Южной Африке, в семье английских эмигрантов. Получив образование в ЮАР, он вступил в южноафриканские ВВС кадетом, а в 1936 году был переведен в Королевские ВВС Великобритании, где в 1937 году завершил курс летной подготовки и получил первое офицерское звание, поступив в 80-ю эскадрилью, которая совсем недавно была перевооружена истребителями-бипланами Gloster Gladiator. В апреле 1938 года эскадрилью перебросили в Египет, где Пэттл стал командиром звена.

Для размещенных в Египте частей британских ВВС война началась лишь в конце 1940 года — в августе эскадрилью Пэттла пере­дислоцировали к ливийской границе, где она вскоре вступила в бой с итальянцами. Из первого боевого вылета 4 августа Пэттлу удалось вернуться живым и невредимым. Во главе четверки Gladiator он сопровождал разведчик Lysander и вступил в бой с семью самолетами Breda Ва 65, шедшими под прикрытием истребителей Fiat CR.32. Один из британских летчиков сумел поджечь один Ва 65 и один CR.32, прежде чем был сбит сам; летчик покинул самолет с парашютом, его ведомый тоже был сбит и погиб. Ведомый Пэттла, у которого либо отказали пулеметы, либо же был израсходован боекомплект, получил ранения в плечо и руку, но все же смог вернуться на аэродром, а вот самолет ремонту не подлежал, и его уничтожили.

Пулеметы отказали

Пэттл, у которого отказали два пулемета, первым атаковал Ва 65, заставив выполнить вынужденную посадку, второй самолет, выходя из-под атаки южноафриканца, был вынужден сбросить бомбы. Пэттл на обратном пути подвергся атаке пяти CR.32 и сбил один из них, удачно оторвавшись от остальных — к тому времени у Пэттла остался исправным только один пулемет, а до линии фронта оставалось еще 64 км.

Примерно в 30 км от границы Пэттла атаковало двенадцать CR.42 Falco и три Ва 65. После 15 минут фантастического пилотажа у самолета Пэттла было перебито управление рулем направления, и ему пришлось по­кинуть самолет с парашютом на высоте всего 122 м. Пилота, упавшего за линией фронта, спасли британские солдаты, а 8 августа Пэттл вновь вылетел на задание.

В этот день находившиеся на патрулировании 12 самолетов Gladiator вступили в бой с 27 CR.42 и сбили 10 из них (два — на счету Пэттла); собственные потери — два Gladiator и один летчик (это данные британцев). Однако на самом деле CR.42 было лишь 16, остальные — сопровождаемые ими разведчики Meridional Ro.37, причем противник потерял семь самолетов и сбил пять Gladiator.

8 ноябре 1940 года 80-ю эскад­рилью перебросили в Грецию, на Албанский фронт. Здесь личный счет Пэттла, водившего в бой свое звено и даже всю эскадрилью, стал быстро расти, хотя сама 80-я эскадрилья несла тяжелые потери, но многие сбитые летчики возвращались в строй.

9 февраля 1941 года Пэттл был удостоен креста «За летные заслуги» (в тот день он сбил еще один CR.42), а 10 февраля одержал свои последние победы на Gladiator—повредил CANT Z. 1007 и Fiat BR.20. Всего к этому времени Пэттл сбил 15 самолетов противника достоверно, три победы ему засчитали как вероятные, а еще семь машин он повредил. Сам же Пэттл пересел на истребитель Hawker Hurricane, которые в ограниченном количестве поступили в 80-ю эскадрилью.