Конструирование фитинговых стыков

Конструирование фитинговых стыков должно обеспечивать минимальные напряжения по перемычкам колодцев от местного изгиба. Поэтому существенное увеличение долговечности стыка может быть получено уменьшением эксцентриситета между центром тяжести сечения панели, стыкуемой фитингом, и осью стыкового болта.

Стык фитинга со стрингерами также часто вызывает значительные изгибные напряжения. Анализ случаев усталостного разрушения показывает, что причиной низкого ресурса фитингового стыка может служить неравномерная загрузка крепежа фитинга с панелью.

Болты, расположенные против перемычек колодцев, оказываются перегруженными. Уменьшение изгибных напряжений в срезном стыке достигается применением двусрезной схемы, хотя она менее технологична. Перестыковка стрингеров на срезном стыке также снижает местные изгибные напряжения и увеличивает долговечность стыка.

Плавность обтекания силовым потоком зоны эксплуатационного люка является основным условием снижения концентрации напряжений. Форма люка в виде эллипса, большая ось которого расположена по направлению силового потока, уменьшение толщины полотна панели непосредственно перед люком и после него, усиленная: окантовка наиболее напряженных зон с полной компенсацией изъятого вырезом сечения обеспечивают заданный ресурс.

Замки и болты крепления крышки люка желательно не располагать в наиболее нагруженной зоне окантовки, так как отверстия могут послужить источником развития усталостной трещины.

Перерезание стрингеров по нервюрам и шпангоутам является: мощным источником местных изгибных напряжений как в растянутой, так и в сжатой панелях. Необходимо обеспечить плавность схода стрингера и местное утолщение панели не только для компенсации сечения стрингера, но и для восприятия местного изгиба. Очень важно также обеспечить плавный сход «брошенного» стрингера.

Источником опасной концентрации напряжений могут быть отверстия в ребрах стрингеров и ребрах монолитных панелей топливных отсеков для перетекания топлива. Эти отверстия должны быть усилены приливами толщины ребра и специально обработаны для повышения выносливости.