Успехи на сухопутном фронте

Р-38 Lightning использовался в роли истребителя-бомбардировщика и весьма эффективно показал себя на Итальянском фронте. Самолет был одним из лучших самолетов Второй мировой войны. К началу наступления союзников 11 мая 1944 года в районе Рима на­ходилось незначительное количество немецких самолетов, которые не смогли оказать серьезного со­противления. 

Уже 17 мая генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг отдал приказ покинуть Кассино, а к 4 июня американская 5-я армия достигла Рима. Что касается сил MAAF, то они обеспечивали воздушное прикрытие вторжению в южной Франции, принимали активное участие в операциях на Балканах, а также привлекались к попытке снабжать по воздуху силы генерала Бор-Коморовски, поднявшего восстание в Варшаве.

В ночь с 14 на 15 августа началась операция «Anvil» (вторжение в южную Францию), первым аккордом которой стала высадка воздушного десанта в составе 400 парашютистов в районе Канн. За ними сразу же последовала вторая волна десантников, высаженных при помощи планеров, а к 8 утра подразделения американского VI корпуса уже приступили к высадке на побережье в районе городов Сен-Тропе, Кавалер-Сюр-Мер и Канн. Сопротивление было слабым, и союзники достаточно быстро завершили высадку и начали продвижение в глубь страны — к 12 сентября передовые части американской 7-й армии соединились с французской бро­нетанковой дивизией в районе города Шатильон-Сюр-Сен.

Командование MAAF стало уделять повышенное внимание Балканскому ТВД с октября 1943 года — с того времени самолеты стали регулярно наносить удары по судоходству у Адриатического побережья и в районе островов у югославского побережья. Кроме того, британские ВВС и 62-я группа американского Транспортно-де­сантного авиационного командования активно снабжали партизан маршала Тито. 7 июня 1944 года вице-маршал авиации У. Эллиот вступил в командование только что созданных ВВС на Балканах, состоявших поначалу из ограниченного количества истребителей и транспортных самолетов.

Однако к концу года Эллиот уже имел в своем распоряжении три истребительных и одно бомбардировочное авиакрылья, а также авиакрыло специальных операций. Снабжение повстанцев в Варшаве требовало от летчиков совершать полеты по маршруту общей протяженностью 2820 км при посто­янной угрозе атаки со стороны немецких ночных истребителей. К этому воздушному мосту подключили также самолеты Liberator и Halifaxe из состава 148-й, 178-й и 31-й (южно-африканские ВВС) эскадрилий. К сентябрю 1944 года, когда восстание в Варшаве было подавлено немецкими войсками, союзники совершили 181 самолетовылет и потеряли 31 самолет.

Несмотря на активные действия, командованию MAAF так и не удалось парализовать линии снабжения противника. Однако к сентябрю 1944 года группировка ВВС противника в Италии сократилась настолько, что уже не представляла серьезной угрозы для союзников, а 27 сентября II Воздушный флот был расформирован — его командующий фельдмаршал Вольфрам фон Рихт-гофен был отправлен в отставку по болезни. К концу августа, после поражений на Западном фронте, подразделения 77-й истребительной эскадры Люфтваффе были выведены на территорию рейха — отныне господство авиации со­юзников на Итальянском фронте стало полным. Немецкая авиация лишь вела разведку, а также изредка совершала ночные рейды на позиции союзников. К октябрю 1944 года 15-я армейская группа союзников вновь была остановлена противником на Готской линии (позже переименована Кессельрингом в «Зеленую линию»).

Последние бои

Несмотря на то, что значительные силы Люфтваффе были сосредоточены в Нормандии, американская 15-я ВА летом все же встретила активное сопротивление со стороны немецкой авиации. Ожесточенные воздушные бои развернулись в небе Австрии, Венгрии, южной Германии и Балкан. В июле 1944 года 15-я ВА понесла самые серьезные потери за свою историю — 318 бомбардировщиков. Однако в следующем месяце напряженность сражений в воздухе пошла на убыль — сказывались серьезные потери Люфтваффе на Западном и Восточном фронтах.

В апреле 1945 года союзники начали последнее наступление на Итальянском фронте, а к 25 апреля им удалось занять такие города как Верона, Болонья, Феррара и Парма. Подразделения Вермахта отступили в Австрию. Наконец, 2 мая 1945 года фельдмаршал Александр принял капитуляцию немецких войск в северной Италии и Австрии — всего около миллиона человек.