Конструкция Ту-95
Самолет Ту-95 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным стреловидным крылом большого удлинения. Крыло — стреловидное, свободнонесущее, трехлонжеронное (угол стреловидности по 1/4 хорд — 35°, удлинение — 7). Имеются трехсекционные элероны и двухсекционные закрылки. Корневые секции элеронов снабжены триммером. На верхней поверхности каждой консоли установлено три аэродинамических гребня. Передняя кромка крыла оснащена ан-тиобледенительной системой. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр — 2,9 м). Имеются две изолированные гермокабины. На всех самолетах, кроме Ту-95МС, передняя и задняя кабины сообщаются посредством тоннеля с тележкой, на которой могут перемещаться члены экипажа, однако при этом требуется разгерметизация (на последней модификации «95»-го кормовой стрелок полностью изолирован от остального экипажа).

В передней кабине Ту-95МС впереди размещены первый и второй летчики, приборные панели которых снабжены обычными приборами с круговыми шкалами (основные приборы в целом аналогичны установленным в кабинах самолетов Ту-22М и Ту-160). Управление самолетом осуществляется посредством штурвалов, каждый летчик имеет свои РУД (кроме того, двигателями может управлять и бортинженер). По центру приборной доски размещена панель управления автопилотом. Между сиденьями летчиков начинается конвейер-транспортер, служащий для аварийного покидания самолета в воздухе. Непосредственно за летчиками расположено рабочее место бортинженера (справа) и радиооператора (слева). За бортинженером находится небольшой камбуз с плитой, за радиооператором — химический туалет (впрочем, пользоваться сантехникой в полете по каким-то непонятным причинам у летчиков дальней авиации считается «дурным тоном»). Далее по левому борту располагается оператор вооружения, справа находится складное запасное кресло (на котором может располагаться, в частности, проверяющий). Непосредственно за входным люком в полу кабины (наступать на который в полете также считается плохой приметой) спиной к летчикам сидит штурман.

Оперение стреловидное, оснащено антиобледенительной системой. Руль высоты и руль поворота снабжены гидроусилителями, в корневой части руля высоты имеется триммер.

Шасси трехопорное, основные стойки убираются в задние части двигательных гондол.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА состоит из четырех ТВД НК-12 (4 х 9330 кВт/4 х 12 500 л. с), НК-12М (4 х 11 190 кВт/4 х 15 000 л. с), НК-12МВ или НК-12МП (4 х 11 190 кВт/4 х 15 000 л. с).

ОБЩЕСАМОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ. Большинство бомбардировщиков оборудовано топливоприемником системы дозаправки топливом в воздухе.

Для покидания самолета в воздухе используется транспортер с подвижной лентой, «выбрасывающий» членов экипажа через люк в переднюю нишу шасси (при этом створки ниши должны быть открыты и передняя стойка выпущена).

ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Ту-95 и Ту-95М включает панорамную РЛС «Рубидий-ММ», сопряженную через приставку «Цезий» с оптическим бомбардировочным прицелом ОПБ-5. Ту-95К оснащен РЛС обнаружения и наведения УР, работающей в 2-см диапазоне и способной обнаруживать крупную наземную радиоконтрастную цель на удалении до 400 км, а большой боевой корабль (авианосец, линкор или крейсер) на дистанции до 200-250 км.

Станция имеет сектор горизонтального обзора, близкий к круговому. Для управления огнем оборонительного вооружения на самолетах (кроме Ту-95МС и Ту-95К-22) установлен радиоприцел «Криптон». На Ту-95МС сектор обзора бортовой РЛС составляет ±35°; самолет оснащен бортовым радиоэлектронным оборонительным комплексом «Метеор-НМ».

На первых Ту-95 устанавливались радиостанции 1РСБ-70, РСБ-Д и РСИУ-3, переговорное устройство СПУ-14, радиовысотомеры РВ-2 и РВ-10, радиокомпас АРК-5, аппаратура радионавигационной системы «Меридиан», система слепой посадки «Материк» (в дальнейшем БРЭО неоднократно модернизировалось и менялось).

Для контроля результатов бомбометания и плановой аэрофотосъемки на Ту-95 устанавливалось фотооборудование дневной и ночной съемки.