Apache: снова в пустыне

Apache снова попали в водоворот полномасштабного военного конфликта в октябре 2001 года, когда США начали операцию «Enduing Freedom» по свержению режима талибов в Афганистане. На этот раз в центре событий оказался вариант Longbow Apache. Позднее, в марте 2003 года, вертолеты Apache первой модели еще раз вступили в бой в ходе вторжения США в Ирак. 

Первоначально они участвовали в «традиционных» операциях против бронетехники, пока силы Коалиции не достигли крупнейших городов Ирака. С началом уличных боев Apache стал более уязвимым, чем над пустыней. От зенитного огня было потеряно не­сколько машин, в том числе один Longbow Apache.

Гроздья гнева

Израильские Apache и Longbow Apache воевали не менее интенсивно с момента получения израильскими ВВС первого из 42 АН-64А в 1990 году. Израиль начал применять их почти сразу. В рамках операции вертолеты бросили в бой в ноябре 1991 года. Экипажи наносили удары по форпостам организации «Хезболла» в Ливане днем и ночью, даже при очень плохой погоде. Подобные атаки следовали в течение всех 1990-х годов. С тех пор АН-64А регулярно вели локальные и крупномасштабные боевые действия против сил «Хезболла» в Палестине и Ливане.

Некоторые из этих налетов были карательно-ответными по своей природе, но другие (в 1996 и 2000 годах) выполнялись в рамках упреждающих операций. Сначала выделялись объекты атак — здания или автомобили. В силу их нахождения в городах требовалось наносить удары с величайшей точностью для минимизации сопутствующих разрушений и жертв среди граж­данского населения.

Вертолеты АН-64 могли наносить точные удары ракетами AGM-114 Hellfire. Точность боевого комплекса Hellfire/Apache позволила Израилю в ходе операций аккуратно и методично ис­треблять вражеское руководство. Показательным примером стало уничтожение лидеров интифады Аль-Аксы в 2000 году. Тогда были убиты руководители палестинской организации «Хамас» — ее духовный вождь и главный специалист по оружию боевого крыла этого движения. В первом случае вертолет выпустил с дальней дистанции ракету Hellfire, пока «объект» в инвалидном кресле двигался на утренний намаз; во втором случае создатель бомб тихо ехал на «работу», когда AGM-114 разнесла его автомобиль.

Израильские источники отметили, что 24 мая 2001 года вертолет АН-64 одержал свою первую воздушную победу, сбив гражданский легкомоторный самолет Cessna-172 с ливанской регистрацией, который, возможно, нарушил границу Израиля. Подробности этого события освещены крайне скупо, известно только, что Cessna был сбит ракетой AGM-114, а его пилот погиб.