Учебные самолеты семейства «Яков»

На смену заслуженному ветерану в небе появились учебно-тренировочные самолеты конструкторского бюро А. С. Яковлева. В 1938 – 1946 гг. учились летать на УТ-2. Это был двухместный моноплан, т. е. он имел одно крыло, низко закрепленное на фюзеляже. Сделан он был, как и По-2 (У-2) из дерева и фанеры, обтянутых полотном, и, также как и По, имел две открытые кабины: ученика и инструктора.

Шасси двухколесное с таким же костылем, как и на По-2, но стойки колеса были закрыты обтекателями для уменьшения сопротивления полету. Он был по размерам меньше, чем По-2, такой же легкий, но более скоростной. Максимальная его скорость325 км/ч. В 1947 г. начал выпускаться Як-18. В 1972 г. был построен одноместный спортивный самолет Як-50, специально построенный для акробатического пилотажа.

В 1978 г. им всем на смену поступил Як-52. Такой же двухместный, но с убирающимися шасси и несколько большей скоростью – 285 км/ч. Но все это были самолеты-тихоходы с поршневыми двигателями. Ученик с такого самолета, не имея навыка в управлении реактивным двигателем, пересаживался сразу на боевой турбореактивный самолет, поэтому в 1960 г. для первоначального обучения летчиков на реактивных машинах впервые в СССР был сделан реактивный учебно-тренировочный цельнометаллический двухместный Як-30.

Однако конструкторы уже мечтают уже о других учебно-тренировочных самолетах. Фирма «Гранит» (г. Жуковский) расположила на своем учебно-тренировочном самолете турбовинтовой двигатель с  толкающим винтом за хвостовым оперением цельнометаллического самолета, что значительно улучшило обзор вперед.