Воздушное пространство

Перед стартом лицо, уполномоченное хозяином самолёта или владельцем авиалинии, должно предоставить диспетчерам план полёта с описанием трассы, типа и навигационного оборудования самолёта - этот план рассылается во все диспетчерские службы, над которыми будет пролетать воздушное судно (для оказания ему наземной радионавигационной помощи).

С момента старта и до самой посадки капитан пассажирского самолёта обязан выполнять все приказы, которые поступают от диспетчеров, работающих в одном из трёх органов УВД. Это: контроль за воздушным пространством - он занимается всеми гражданскими самолётами в информационной зоне региона и контролирует все воздушные трассы международных грузовых авиаперевозок (см. подробнее).

Воздушное пространство разделено на секторы, в которых контролируются все пролетающие самолёты; контроль за сближением следит за соблюдением интервалов между взлетающими и приземляющимися на аэродром лайнерами, а также за всеми гражданскими и военными самолётами, которые находятся в контрольной зоне аэропорта (радиус наблюдения равен примерно 100 км); диспетчерская зона аэропорта, так называемая контрольная башня - она отвечает за все операции на лётном поле и в воздушном пространстве вокруг аэропорта.

Работа этих трёх диспетчерских центров тесно взаимосвязана. Контроль за воздушным движением выполняет координационно-регулирующую функцию и передаёт информацию на другие центры УВД. Каждый самолёт, пребывающий в воздухе, находится под контролем только какого-то одного центра УВД, в зоне которого находится, и поддерживает с ним непрерывную радиосвязь; передача самолёта от одного центра другому сопряжена с изменением бортовых радиочастот. Перед взлётом капитан воздушного судна устанавливает радиосвязь с контрольной башней и получает оттуда разрешение на взлёт и информацию о метеорологических условиях на всей трассе.

Пока самолёт выруливает на взлётно-посадочную полосу, башня согласовывает с диспетчером, контролирующим сближение, место и время передачи самолёта. После этого пилот получает окончательное разрешение на взлёт и рекомендации, каких наземных радиомаяков надо придерживаться, чтобы работать с АРР - эта служба «ведёт» самолёт по коридору и согласовывает с АСС детали полёта. Как только рация самолёта настроится на волну АСС, воздушное судно переходит под его опеку. При посадке процедура повторяется в обратном порядке.