Поздние варианты Су-25

Еще в 1975 году ВВС СССР выпустили предварительное техническое задание на двухместный вариант Су-25. По­лучившийся в результате Су-25УБ стал основой для соз­дания невооруженного учебно-тренировочного самолета и машины для подготовки летчиков морской авиации. Кроме того, планер двухместного самолета использовался при создании ряда последующих машин.

Эскизный проект Су-25УБ был готов в 1977 году, но первая машина, получившая обозначение Т-8УБ-1, поднялась в воздух лишь 10 августа 1985 года. Работа над прототипом Су-25УБ началась в 1981 году, затем его недостроенный планер и еще две машины послужили прототипами (Т-8М-1,Т-8М-2 и Т-8М-0 для статических испытаний) для усовершенствованного штурмовика Су-25Т.

Серийное производство Су-25УБ решили развернуть в Улан-Удэ, где был построен второй прототип Т8-УБ. Учебно-боевой Су-25УБ стал основой для создания учебного Су-25УТ, позднее переименованного в Су-28. Он предназначался для продвинутого обучения и замены чехословацких L-29 и L-39. Су-28 был двухместной машиной с упрощенным оборудованием, не способной нести вооружения. Единственный прототип, полученный путем переделки Т-8УБ, поднялся в воздух 6 августа 1987 года. В серии самолет не строился.

Палубный Су-25УТГ

Другим вариантом Су-25УБ стал Су-25УТГ. Эта машина сохранила многие черты своего предшественника, но ее конструкция была усилена, чтобы выдерживать посадки на палубу. Кроме того, самолет оснастили тормозным крюком, установили новое шасси и оборудование для посадки на авианосец. В ОКБ надеялись, что Су-25 будет выбран в качестве палубного штурмовика, и еще в 1984 году самолет Т-8-4 проходил в Саки испытания на комплексе «Нитка», имитирующем палубу авианосца. Надежды ОКБ не оправдались, но было ясно, что Су-25 может стать базой для учебной машины сухопутного базирования, способной садиться на палубу. Предполагалось, что самолет будет в основном использоваться для обучения опытных пилотов технике посадки на авианосец на комплексе «Нитка». После того, как пилоты освоят свои боевые машины (Су-27К или Миг-29К), они должны были выполнить один или два ознакомительных полета на Су-25УТГ. Поскольку основным местом базирования Су-25УТГ были береговые аэродромы, складывающееся крыло на нем устанавливать не стали.

Прототип Су-25УТГ (Т-8УТГ-1) совершил первый полет в сентябре 1988 года. А 21 ноября 1989 года машина совершила посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Тбилиси». За прототипом последовала серия из десяти новых Су-25УТГ. Пять самолетов были отправлены в Североморск, к месту базирования ТАКР «Кузнецов». Остальные пять самолетов отправили в Саки, где впоследствии они попали в состав ВВС Украины. Хотя на вооружении ВМС России оставался лишь один авианосец, четырех Су-25УТГ в Североморске было явно недостаточно для подготовки пилотов. Поэтому встал вопрос о переделке 10 Су-25УБ в вариант Су-25УБП.