Окраска Ил-2

В соответствии со стандартной схемой окраски советской штурмовой авиации двухместные Ил-2 красились на заводах в двухцветный камуфляж, состоявший из широких и плавных темно-зеленых разводов по коричневому фону. Краску наносили пульверизатором без тра­фаретов, поэтому границы цветовых по­лей получались слегка размытыми.

Иногда, уже на аэродромах, камуфляж подновляли кистью, тогда границы цветов выходили резкими. Порой встречались нестандартные окраски - черно-зеленая или трехцветная - черно-зелено-коричневая. Возможно, их также наносили на аэродромах или в авиаремонтных мастерских. Снизу все Ил-2 красили в светло-голубой небес­ный цвет. В зимний период самолеты поверх камуфляжа покрывали легкосмываемой белой маскировочной краской под цвет снега, но в конце войны от этой прак­тики отказались.

Опознавательные знаки рисовали по трафаретам на стандартных шести пози­циях: снизу на консолях крыла, на бортах фюзеляжа и на вертикальном оперении, при этом крыльевые и хвостовые звезды были крупнее фюзеляжных. До 1944 года красные звезды окружала белая обводка, потом к ней добавилась тонкая внешняя красная окантовка.

Помимо опознавательных знаков, большинство штурмовиков несло однозначные или двузначные тактические номера, которые размещались на фюзеляже или на руле направления. Почти всегда номера были белые (очень редко - желтые, серые или голубые) с черной или красной окантовкой, либо без нее.

В некоторых авиаполках применялись так называемые элементы быстрой идентификации - цветные обозначения, позволявшие отличать самолеты этих полков от других машин. Такими элементами могла быть яркая окраска законцовки киля, кока винта или всей передней части фюзе­ляжа, контрастные цветные полосы и т.д.

Ну и, конечно же, многие заслуженные летчики украшали свои самолеты различными надписями, патриотическими лозунгами и рисунками. Воздушные победы, одержанные летчиками и стрелками Ил-2, отмечались звездочками на бортах фюзеляжей в районе кабины.