Lockheed Constellation на военной службе

Вторая мировая война разразилась прежде, чем Model 49 Constellation успел поступить на гражданские авиалинии. Вся продукция была передана ВВС США, где новый лайнер стали использовать в качестве скоростного военно-транспортного самолета. Но даже в оливковом военном камуфляже «Конни», или С-69, как ее стали именовать в ВВС, продолжала поражать своим совершенным внешним видом.

Изогнутый фюзеляж оканчивался трехкилевым стабилизатором. Крыло по форме напоминало увеличенную копию крыла истребителя Р-38 Lightning, и на нем были установлены большие закрылки Фаулера. Важной составляющей успеха Constellation стал смелый выбор двигательной установки — массивные двигатели Wright R-3350 Cyclone мощностью около 2200 л. с.

Нанятый компанией летчик-испытатель Эдди Ален поднял в воздух первую машину Constellation (гражданский регистрационный номер NX67 900, серийный № 1961) 9 января 1943 года, взлетев с аэродрома Барбенк в Калифорнии. С началом войны ВВС США получили 22 машины Constella­tion, включая девять лайнеров, принадлежавших до этого TWA, а в 1942 году заключили контракт еще на 180 самолетов.

После окончания войны военный контракт был расторгнут. 15 С-69 были возвращены на гражданские авиалинии, получив новое название Model 049. В атмосфере послевоенного процветания компания «Lockheed» почти пришла к решению организовать производство заново и выпускать еще более совершенные лайнеры Con­stellation, однако в конечном итоге предпочла выкупить у государства станки, оставшиеся запасные части, материалы и недостроенные С-69.

В результате этого решения ком­мерческая Model 049 на 18 месяцев опередила появление лайнеров Douglas DC-6 и Boeing Stratocruiser. Всего за девять дней было продано 103 машины Constellation общей стоимостью 75,5 миллионов долларов, и получены новые заказы от восьми авиалиний.

Первый лайнер Model 049 ком­пания TWA получила в ноябре 1945 года, а летный сертификат на эту машину — 11 декабря. Коммерческие рейсы Constellation начались в TWA в первые дни февраля 1946 года. Это были рейсы Нью-Йорк — Париж. Тогда же рейсы Нью-Йорк — Бермудские острова начала выполнять на лайнерах Constellation компания «Рап Ат». Число выполненных новым лайнером рейсов росло так стремительно, что уже к июлю 1946 года было перевезено свыше 200 миллионов пассажиров. 19 октября 1946 года в небо поднялась первая послевоенная модель лайнера — Constellation 649. Этот лайнер с кондиционированием воздуха и прекрасной звукоизоляцией был настолько роскошным, что его прозвали «Зо­лотая Конни».

Почти с самого начала стало понятно, что Constellation обладает огромным потенциалом. В результате жестких требований авиаперевозчиков увеличить скорость, количество посадочных мест, грузоподъемность и дальность перелетов, были существенно увеличены вес, мощность, количество горючего и вместительность лайнеров. Новая модель второго поколения Constellation Model 1049GJ со­вершила первый полет 12 декабря 1954 года.

«Тройная корона»

Новая «Конни» оказалась увен­чанной «тройной короной» — этот, безусловно, лучший из послевоенных поршневых лайнеров, совершил первый беспосадочный перелет через северную Атлантику, первым поступил на американские трансконтинентальные линии и первым совершил кругосветный перелет. Всего было построено более 850 модификаций «Конни», но в начале 1960-х, с появлением реактивных лайнеров, она стала сдавать позиции. О ее совершен­стве говорит тот факт, что этот лайнер до сих пор продолжает службу на местных авиалиниях и в компаниях по грузоперевозкам, в первую очередь, в отдаленных и труднодоступных местах.