Бразильский форвард

В этом году бразильская компания Embraer отмечает десятилетний юбилей выхода на международный рынок деловой авиации. В 2001 году заказчикам были поставлены первые самолеты Legacy 600, разработанные на основе регионального ERJ 135.

Достижения бразильских производителей деловых реактивных джетов не могут не впечатлять. Embraer имеет широкую линейку моделей различных классов, тех самых которые повсеместно используются для аренды самолета, и по результатам продаж 2010 года его доля рынка оценивается в 19%. А это значит, что практически каждый пятый бизнес-джет, переданный заказчикам по всему миру в прошлом году, вышел из сборочного цеха в Сан-Жозе-дус-Кампус в бразильском штате Сан-Паулу или с новой сборочной линии, которую бразильцы открыли в 2010 году в городе Мельбурн в американском штате Флорида. Более того, рост производства бразильских бизнес-джетов в 2010 году равнялся 19%: было выпущено 145 самолетов против 122 в предыдущем году. До сих пор самой популярной моделью остается Legacy 600, которых заказчикам поставлено около 200. Из них в интересах владельцев в странах СНГ (России, Украине и Казахстане) эксплуатируется более 30, так что рынок нашей страны и нашего «ближнего зарубежья» для компании Embraer весьма важен.

Модель Legacy 650, как и предшествующая 600, принадлежит к классу с большой пассажирской кабиной с внушительным объемом в 46,7 м3, в которой размещаются три компоновочные зоны, и обладает трансконтинентальной дальностью. Самолет способен взять на борт 13 пассажиров, трех членов экипажа (два пилота и стюардесса) и доставить их на расстояние 6482 км (3500 морских миль). С восемью пассажирами дальность составит 7112 км, а с четырьмя — 7223 км. Это позволяет долететь из Лондона в Нью-Йорк или Дубай, но для нас важнее, что из Москвы можно добраться без посадки в Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Сеул, Шанхай. Или улететь на юг на сафари в Найроби, а в западном направлении — отдыхать на Азорские острова. Из Санкт-Петербурга вы перелетите через Атлантику в Монреаль, а с некоторыми допущениями по методике расчета и закладываемыми запасами топлива — и в Нью-Йорк. То же относится и к маршрутам Москва — Ханой и Москва — Бангкок.

Получить бо?льшую дальность на Legacy 650 удалось прежде всего за счет установки крыла большей площади (взятого с регионального ERJ 145EX), в котором размещаются топливные баки, и дополнительного топливного бака в фюзеляже. Это увеличило запас топлива на 1160 кг, что потребовало усовершенствовать полностью автоматизированную топливную систему. Естественно, была усилена конструкция фюзеляжа и шасси, так что максимальная взлетная масса достигла 24 300 кг по сравнению с 22 500 у Legacy 600.

Чтобы сохранить тяговооруженность самолета, на него установили новые двигатели Rolls-Royce AE 3007A2. Благодаря новому вентилятору и возросшему расходу воздуха тяга увеличилась примерно на 10% — до 4095 кг на уровне моря в условиях стандартной атмосферы. Несколько снизился расход топлива. Двигатель оснащен двухканальной полностью цифровой системой управления FADEC и обеспечивает эксплуатацию «по состоянию», что, конечно, уменьшает эксплуатационные расходы.

Новая конструкция самолета способствовала увеличению как максимальной приборной скорости с 463 до 555 км/час на высотах ниже 2440 м, так и разрешенной скорости с выпущенными на 45 градусов закрылками с 269 до 296 км/ч, а это допускает более крутые траектории захода на посадку в тесном воздушном пространстве.

Из породы рабочих лошадок

То, что деловой самолет Legacy 600/650 был разработан на базе региональных ERJ 135/145, имеет большое значение и во многом определяет его высокую надежность и низкую стоимость эксплуатации. Эти машины обладают высокой степенью унификации во всем, кроме интерьера салонов. Более 1400 бразильских региональных авиалайнеров находятся сегодня в эксплуатации, благодаря чему, например, общая наработка двигателей Rolls-Royce AE 3007A превысила 32 млн летных часов. Региональный директор Embraer по продажам в СНГ и странах Балтии Николай Головизнин отмечает, что регламент технического обслуживания Legacy требует его осмотра в техническом центре всего два раза в год, или каждые 400 летных часов. В Европе есть семь сертифицированных центров технического обслуживания, ближайший к нам расположен в Праге.

Сейчас достигнута договоренность о создании станции технического линейного обслуживания во Внуково-3 на базе компании Jet Aviation. Начнет она с выполнения легких форм ТО, но планируется и постепенное освоение технического обслуживания более сложных уровней.

По словам Головизнина, первый Legacy 650 уже летает в России, до конца 2011 года к заказчикам в СНГ поступят еще четыре машины. 17 мая этого года было объявлено о подписании контракта на поставку трех Legacy 650 Comlux Aviation Group для подразделения Fly Comlux, базирующегося в Казахстане. Сделка включает опцион еще на четыре самолета. В случае если он превратится в твердый заказ, стоимость контракта составит $ 211,7 млн. Нетрудно подсчитать, что каталожная цена самолета на май 2011 года равнялась $ 30,24 млн (по экономическим усло­виям 2010 года — $ 29,5 млн). Первая поставка запланирована на конец 2011 года. Компании также договорились открыть в Алма-Ате сервис-центр для технического обслуживания парка бизнес-джетов Legacy 650 в Центральной Азии.

«Расширение парка всегда является стратегическим решением, и с каждым новым поступающим воздушным судном мы преследуем цель удовлетворить спрос, — прокомментировал событие президент Comlux Ричард Гаона. — Legacy 650 позволит нам расширить спектр услуг в сегменте бизнес-джетов с большим салоном. Этот самолет сочетает роскошь, комфорт, инновации и эксплуатационную эффективность».

Вице-президент по маркетингу и продажам в Европе, Африке и на Ближнем Востоке отделения Embraer Executive Jets Колин Стивен подчеркнул: «Это новое партнерство — отрадное достижение для Embraer, и мы очень горды выбором Comlux, компании с всемирно признанным высочайшим уровнем и качеством услуг, предоставляемых клиентам деловой авиации».

Кстати, хотя Legacy 650 привлекает новых клиентов, весомую роль играет и фактор «преданности бренду». Многие эксплуатанты Legacy 600 заказывают сейчас и «шестьсот пятидесятый». В частности, стартовым заказчиком модели стал владелец компании Amsair Aircraft Limited британский лорд Алан Шугар (Alan Sugar). Самолет эксплуатируется оператором деловой авиации Titan Airways Executive, базирующимся в аэропорту Станстед около Лондона. Шугар так объяснил свой выбор: «Я исключительно доволен получением нового, “с иголочки” Legacy 650. Я владел и эксплуатировал Legacy 600 последние четыре года и с нетерпением ожидал новой разработки Embraer. Самолет обеспечивает дальность больше, чем у Legacy 600, при том же уровне элегантности, комфорта и функциональности интерьера. Он идеален для тех 300 часов, которые я летаю каждый год. Я рассматривал несколько типов, но этот был единственным, который полностью отвечает моим потребностям. Уверен, что этот современный самолет станет звездой флота Titan Airways Executive как для корпоративных перевозок, так и для групп, отправляющихся на отдых».

Еще одно усовершенствование новой модели — уменьшенный уровень шума в салоне за счет применения современных шумоизоляционных материалов. У Legacy 650 максимальный среди конкурентов (целых 6,8 м3!) багажный отсек в задней части фюзеляжа, в который есть доступ в полете. Он может быть оборудован складными полками для багажа. Кстати, туалет в задней части салона тоже имеет самый большой объем среди конкурентов.

Ширина салона 2,10 м, высота 1,82 м — достаточно для передвижения в полный рост большинства пассажиров. В трех компоновочных зонах располагаются комфортабельные кресла и диваны, легко преобразуемые в спальные места. Последнее весьма важно, поскольку продолжительность полета на трансконтинентальную дальность порой превышает восемь часов. В просторной кухне с подводом воды найдется все необходимое для питания в длительных полетах. В самолете установлена система выхода в Интернет Inmarsat SwiftBroadband со скоростью передачи данных 432 кбит/с. Этого хватит как для голосовой телефонной связи, так и для подавляющего числа интернет-приложений.

Сравним с одноклассниками

Сравнение бразильского «дальнобойщика» можно провести, во-первых, с его предшественником Legacy 600, во-вторых, с французским Dassault Falcon 2000LX и, наконец, с канадскими Bombardier Challenger 605 и 850. Данные сведены в таблицу. По дальности полета Legacy 650 уступает и Falcon 2000LX, и Challenger 605, однако в реальной эксплуатации при полетах из Москвы или Санкт-Петербурга это отставание вряд ли скажется, ведь список самых популярных достижимых без промежуточной посадки мест назначения будет практически одинаков для всех трех машин.

По объему салона и багажного отсека Legacy 650 намного опережает и француза, и 605-го канадца. Сопоставимые размеры только у Challenger 850, но он находится совсем в другой категории по дальности полета, намного отставая от рассматриваемых одноклассников. Уступает Challenger 850 и по взлетной дистанции, поскольку Legacy 650 обладает большей тяговооруженностью. Возможность организовать шесть спальных мест на трансконтинентальных полетах продолжительностью более восьми часов из всех рассматриваемых есть лишь у Legacy 650.

В целом, бразильский Legacy 650 является надежным, эффективным, комфортабельным и популярным бизнес-джетом, а его цена и эксплуатационные расходы только прибавляют привлекательности для покупателя.

 Александр Велович. По материалам журнала TOP Flight, июнь 2011