Структура затрат авиационной отрасли

Структура затрат авиационной отрасли в мире складывается следующим образом: 26% топливо, 26% затраты на летный и технический персонал, 13% ТОиР, 11% стоимость воздушных судов, 8% сеть продаж, 8% сборы, 7% обслуживание пассажиров, 1% прочие расходы. В России ситуация намного сложнее. Особенно с ценой топлива и аэропортовыми сборами. Мировой опыт показывает, что это может сделать перевозки нерентабельными.

 

Один из путей сокращения затрат снижение числа повреждений воздушных судов на земле. По статистике IATA, в среднем на каждые 500 полетов приходится одно повреждение воздушного судна. Для снижения риска повреждений воздушных судов в аэропортах IATA разработала глобальную программу по аудиту безопасности наземного обслуживания ISAGO (Safety Audit for Ground Operations). По данным IATA, только в 32% случаев лицо, совершившее повреждение воздушного судна, заявило об этом. А замалчивание событий, как правило, приводит к их повторению.

Как показал опыт авиакомпании «Сибирь» (S7), о котором рассказал заместитель генерального директора по организации перевозок и наземному обеспечению Владимир Пшеницын, в 2010 году убытки авиакомпании от повреждений воздушных судов на земле составили 19 млн рублей, от случаев повреждения в воздухе (столкновение с птицами) 24 млн, от повреждений в багажно-грузовых отсеках 36 млн рублей.

Еще один способ снижения расходов: экономия топлива. По прогнозу IATA, средняя цена на топливо в 2011 году составит 128 долларов за баррель. Рост цен на авиатопливо приведет к тому, что отрасль увеличит затраты на его приобретение на 1 млрд долларов.

Среди мер экономии:минимизация времени использования двигателей и вспомогательных силовых установок (ВСУ) при нахождении воздушного судна на земле. Часто авиакомпании, видимо, из соображений экономии времени, вместо наземных источников питания используют ВСУ.

Между тем использование ВСУ обычно в пять раз дороже, чем АПА, а экологический ущерб примерно в 10—20 раз выше, чем от альтернативного использования наземных средств.

Иногда в погоне за регулярностью отправок воздушных судов их «выталкивают» со стоянки и они с работающими двигателями стоят в очереди на рулежной дорожке в ожидании взлета. А это дополнительный расход керосина. Руление воздушного судна также обходится дороже, чем буксировка. К тому же буксировка наносит меньший вред окружающей среде.

Еще один резерв экономии: уменьшение времени барражирования на кругу в ожидании разрешения на заход на посадку. Можно сэкономить и на таре бортпитания и упаковке товаров из Duty Free. Можно также снизить затраты на персонал за счет совмещения профессий. Например, шофер цистерны-заправщика, пройдя обучение, мог бы выполнять функции техника-заправщика. Существенный эффект дает автоматизация процессов в аэропорту, внедрение саморегистра-ции пассажиров.