Противники над Атлантикой

На протяжении нескольких недель авиационные командования «Lofoten» и «Nord-Ost» накапливали силы. В их распоряжении имелись 80 бомбардировщиков Ju 88А-4, 45 бомбардировщиков-торпедоносцев Не 111Н-6, а также самолеты BV138В-1, Fw200C-4 и поплавковые торпедоносцы Не 115С-4.

Эти силы подкрепили бомбардировщиками Ju 87В-2 и разведчиками Ju 88D-1, которые были оснащены такими датчиками давления. Последние операции показали преимущества тактики массового торпедирования с малых высот. В общей сложности силы нападавших насчитывали 264 самолета.

Загруженный припасами для СССР, конвой PQ-17, состоявший из 33 судов, отправился из Исландии 27 июня 1942 года. Первая воздушная атака состоялась в 18:00 2 июля, когда восьмерка Не 115 неудачно использовала торпеды. Эскорт был измотан борьбой с постоянно атакующими субмаринами. 4 июля PQ-17 был трижды атакован с воздуха.

Вечером того же дня корабли эскорта были отозваны по ложной тревоге (выходу «Тирпица» в море), оставив транспорты на произвол судьбы. В результате началась самая кровавая бойня в морских перевозках во время Второй мировой войны. В конечном итоге были потеряны 23 судна. Выхода конвоя PQ-18 пришлось ждать очень долго. Но когда это произошло, его прикрытие осуществляли базирующиеся в СССР истребители RAF и противолодочные самолеты, а в состав эскорта был включен авианосец «Эвенджер» с истребителями Sea Hurricane на борту.

Когда конвой прибыл в Мурманск, он недосчитался 13 судов, но и Luftflotte V потерял 41 самолет. Это была последняя крупная битва в арктических морях — бомбардировщики-торпедоносцы Люфтваффе потребовались в других местах, и над мрачными и холодными водами установилось относительное спокойствие. 

В июле Дениц приказал своим подводникам сконцентрировать усилия в Атлантике, вне зоны действия авиации союзников. В июне подлодки потопили 144 судна (общим водоизмещением 700 000 т), и Дениц подсчитал, что если средний уровень ежемесячных потерь удастся довести до 800 000 т, победа стран Оси обеспечена. Но немцам не удалось добиться этого — в 1942 году среднемесячные потери составляли чуть меньше 650 000 т. Но даже эта цифра показывает, сколь велики были потери.

Потери продолжали расти и в октябре, когда уже планировалась высадка в Северной Африке, что вызвало серьезные опасения союзников. Heinkel Не 115 и Consolidated Liberator по-разному подходили к задачам морского патрулирования. Немецкий гидросамолет не нуждался в береговых базах, зато Liberator, созданный как тяжелый бомбардировщик, имел огромную дальность полета.