Последний аккорд

Ожесточенное сопротивление противника замедлило про­движение англо-американских союзников в Италии, стало ясно — путь к границам рейха будет нелегким. Люфтваффе же продолжали битву за нефтепромыслы.

К началу 1944 года бомбарди­ровщики В-17 и В-24 аме­риканской 15-й Воздушной армии (ВА) были сосредоточены на аэродромах в районе городов Фоджа и Бари, после чего приступили к массированным налетам с целью разрушения железнодорожных узлов, аэродромов и промышленных объектов на территории Австрии, Болгарии, Румынии, Югославии, южной части Германии и во Франции.

Нефтепромыслы в районе ру­мынского Плоешти оставались одним из наиболее важных и хорошо охраняемых объектов на Балканах, к обороне которого были привлечены 5-я зенитная артиллерийская дивизия, имевшая на вооружении зенитные пушки калибра от 88 до 105 мм и РЛС ПВО. Имелась также авиационная группировка численностью порядка 100—150 истребителей.

За день до начала операции «Shingle» бомбардировщики В-17 американской 15-й ВА нанесли мощный удар по аэродромам 2-й авиадивизии в районе французских городов Истр и Салон, а 30 января скоординированному налету подверглись аэродромы в районе Виллаорбы, Маньяго, Лавариано и Удине, где дислоцировалось значительное количество немецких истребителей Bf 109G-6 и бомбардировщиков Ju 88А-4. Разрушения были колоссальны. На сухопутном фронте ситуация складывалась менее удачно — к 22 марта 1944 года наступление в районе Кассино было приостановлено, и только 11 мая союзная 15-я армейская группа смогла, накопив силы, перейти в решающее наступление, главной целью которого стал захват Рима. Командование же Объединенными ВВС на Средиземном море (MAAF) 19 марта 1944 года начало операцию «Strangle» по нарушению линий коммуникаций противника.

К апрелю советские войска в южной части Украины создали непосредственную угрозу для группировки войск противника в Румынии, и англо-американские союзники решили, что настал их «звездный час» для мощного рывка вперед на этом ТВД. К тому времени численность 15-й ВА существенно возросла, и вскоре составила 21 бомбардировочную и семь истребительных авиагрупп. Причем 31-я, 52-я (апрель) и 325-я (май) истребительные группы были перевооружены на Р-51В, а 332-я истребительная группа продолжала летать на Thunderbolt и только в июне пересела на Mustang. Обладавшие большим боевым радиусом Р-51В позволили бомбардировщикам отныне совершать даже дальние рейды, всегда имея истребительное сопровождение.

После того, как 4 июня союзники встретили сильное сопротивление, противник поднял в воздух около 50 истребителей, командование 15-й ВА направило 95 бомбардировщиков В-17 и 135 самолетов В-24 на Плоешти — на вражеские объекты было сброшено 587 т бомб! Потери составили всего 13 бомбардировщиков, зато про­изводительность нефтепромыслов Плоешти удалось существенно снизить — в апреле она упала с 270 до 137 тысяч тонн.

Онлайн-расписание вы можете узнать на портале http://avia.day.az/. Все вылеты из аэропорта Баку и прилеты указаны на текстовом табло.