Международная конференция «Региональная авиация России и СНГ»

Выросло поколение людей, не только ни разу не побывавших в Москве или Санкт-Петербурге, но даже никогда не покидавших родных мест. Причина — низкая доступность авиационных перевозок. На днях проблема эта снова обсуждалась, на этот раз в Совете Федерации, где прошла 1-я Международная конференция «Региональная авиация России и СНГ».

По словам открывшего конференцию заместителя председателя Комитета ГосДумы РФ по транспорту Сергея Гаврилова, сегодня государство предпринимает серьезные меры для оздоровления авиатранспортной отрасли, но зачастую они не дают желаемого эффекта. Задача участников конференции выработать и систематизировать предложения по обновлению и улучшению работы воздушного транспорта.

В работе конференции приняли участие члены Совета Федерации, депутаты ГосДумы РФ, руководители профильных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители крупнейших авиастроительных предприятий, авиакомпаний и аэропортов.

Обсуждались системные проблемы региональных авиаперевозок, вопросы финансирования, разработки, внедрения и сертификации новой авиационной техники, совершенствования подготовки летного и наземного персонала гражданской авиации.

По оценке экспертов ГосНИИ ГА, к 2016 году должны быть списаны практически все самолеты региональной и местной авиации. Суммарный потребный парк воздушных судов разных типов и назначения на период с 2015 по 2020 год составляет 1267 единиц. Из этого анализа видно, что сегодня основная проблема региональной авиации обновление авиапарка.

Генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) Антон Корень рассказал, что в России сегодня закрыты сотни региональных, межрегиональных и местных авиалиний, хотя спрос на полеты по ним у населения страны есть. Но бизнес большинства региональных авиакомпаний не привлекателен для инвесторов, а без серьезных финансовых вливаний реанимировать региональные маршруты невозможно.

Главная проблема: не на чем летать. Ведь даже после снятия ввозных таможенных пошлин на отдельные типы воздушных судов зарубежного производства они не «по карману» большинству авиакомпаний из-за высокой стоимости. Отечественная авиапромышленность закрыть эту «брешь» пока не в состоянии. Отсутствует заинтересованность субъектов РФ в поддержке авиакомпаний, выполняющих рейсы в другие регионы. Проведенные ЦСР ГА исследования показали, что в субсидировании нуждаются не менее 1100 местных авиалиний. Что же касается региональной аэродромной сети, то средств, предусмотренных существующими федеральными целевыми программами, хватит лишь для развития только ее пятой части.

Отсутствие системной работы по восстановлению региональных аэропортов привело к необходимости создания финансируемых государством федеральных казенных предприятий (ФКП). Но они охватывают лишь часть региональных аэропортов из числа тех, которые по-прежнему влачат жалкое существование либо вообще закрыты.

Для решения проблем возрождения и развития региональной авиации есть несколько решений.

  1. Одно из них: разработка соответствующей государственной программы, в рамках которой авиакомпании освобождались бы от НДС, налога на прибыль, аэропорты от ставки землепользования и налога на имущество.
  2. Другое решение проблемы: создание авиапромышленного концерна по развитию авиаперевозок.
  3. Авторы третьего варианта предлагают обозначить в стратегических задачах Объединенной авиастроительной корпорации проектирование и производство региональных воздушных судов вместимостью от 9 до 50 мест, обеспеченное государственным финансированием. Без госзаказа производить авиатехнику для убыточных секторов рынка авиаперевозок промышленность просто не будет.
  4. Наконец, четвертое решение: интеграция региональных перевозок на межрегиональном уровне. Кстати, в странах с развитой экономикой именно перевозки между регионами составляют значительную долю рынка. Ну и, конечно же, развитие и планирование деятельности сети региональных перевозок должны вестись на основе лучших управленческих практик, эффективного менеджмента.