Турболет

Не везде есть аэродром с длинной бетонированной   взлетно-посадочной полосой. Проще найти грунтовую площадку, например, футбольное поле или поляну в лесу. Такие самолеты, которым не нужны километровые бетонные дорожки, уже сконструированы.

Теперь рассмотрим, как ведет себя на старте самолет, у которого   двигатель направляет реактивную струю вертикально вниз, как это делает на старте космическая ракета. Такой двигатель называется подъемным. Если тяга подъемного двигателя больше, чем сила притяжения самолета к земле, самолет взлетит, как ракета, вертикально вверх.

Какая же в этом случае ему нужна длина разбега? Вы скажете, что никакая. Правильно. А как управлять таким аппаратом? Чтобы выяснить это, конструктор А. Н. Рафаэлянц сделал самолет, который назвали «Турболет». Он был без крыльев, без хвоста и каких-либо рулевых поверхностей. Кабина пилота, керосиновый бак, турбореактивный двигатель и четыре ноги без колес – вот и все. Такой «Турболет» взлетал и садился вертикально. Устойчивость и управляемость «Турболета» обеспечивали четыре струйных руля, как у космической станции «Мир», и газовые рули, установленные в реактивном сопле двигателя.

«Турболет» использовали для исследования устойчивости и управляемости самолетов вертикального взлета и посадки. Он летал в горизонтальной плоскости, когда его наклоняли в сторону наклонения полета. И в будущем космонавты, спускаясь на Луну и на планеты, лишенные атмосферы, будут благодарны создателям «Турболета» - проблем с устойчивостью и управляемостью у их аппаратов не будет.