Развитие авианосных сил

Одним из наиболее важных пе­риодов в развитии авианосных сил стали 1950-е годы. Именно тогда были внедрены такие элементы современных «плавучих аэродромов» как угловая полетная палуба и оптическая система посадки (ОСП).

Угловая полетная палуба появилась в результате исследовательских работ, проводившихся британцами с целью изучения возможности использования на авианосцах истребителей без шасси, что позволило бы снизить взлетную массу машин. Однако «бесшассийные» самолеты были трудны в управлении, поэтому британские специалисты предложили внедрить «адаптивную полетную палубу» — использовать обращенную вперед носовую часть полетной палубы для взлета самолетов, а сажать машины на угловую полетную палубу, «от­вернутую» в сторону от диамет­ральной плоскости авианосца.

Из всего этого практическое воплощение получила только угловая полетная палуба — размещение посадочной «дорожки» в стороне от основного участка полетной палубы, использовавшегося для взлета самолетов, позволило осуществлять одновременно выпуск и прием летательных аппаратов, а также повысить безопасность посадки самолета — пилот теперь мог в случае необходимости уйти на второй круг. Наиболее широкое применение угловая полетная палуба получила в авианосных силах ВМС США.

Другим изобретением британцев, также быстро принятым на вооружение ВМС США, стала ОСП или, как ее еще иногда называют, «зеркальная система посадки». Она состояла из вогнутого прямоугольного зеркала, по сторонам которого располагался ряд горизонтальных зеленых и красных огней. Зеркало подсвечивалось находившимся в кормовой части прожектором так, чтобы луч света фокусировался в одной точке и шел по направлению заданной глиссады планирования. Задача летчика при посадке на палубу сводилась к необходимости удержать отраженный луч зеркала на одном уровне с горизонтальными цветными огнями.

Внедрение угловой полетной па­лубы и ОСП позволило почти сразу вполовину снизить количество аварий при посадке реактивных самолетов и сократить количество тросов аэрофинишера с 12 до 4. Со временем ОСП была усовершенствована, а американцы ввели еще практику «ручного» контроля посадки — на кормовом подзоре располагался опытный офицер, который руководил посадкой самолетов на авианосец, корректируя ошибочные действия пилота.

Однако постоянно растущая взлетная масса и скорость самолетов заставляли внедрять новые системы. Так, если в годы войны применялись воздушно-гидравлические катапульты для запуска самолетов, то в реактивную эру появились уже паровые катапульты — первыми их также применили британцы.

Американцы вели разработку поршневой катапульты, в которой использовались двигатели внутреннего сгорания, но развития эта идея не получила.

Первым воплощением всех новейших наработок стал амери­канский авианосец «Форрестол», получивший угловую полетную палубу и четыре паровые катапульты, закрытые подпалубный ангар и носовую часть. В рамках единого комплексного оперативного плана (SIOP) на американских авианосцах постоянно дежурили готовые к применению ядерного оружия самолеты Skywarrior и Skyhawk. «Плавучие аэродромы» отныне стали эффективным и грозным орудием международной политики Вашингтона.

С начала 1960-х годов зенитная артиллерия авианосцев стала уступать место недавно созданным зенитным ракетным комплексам. Вскоре произошел очередной поворот в истории авианосных сил — на воду был спущен первый атомный авианосец «Энтерпрайз», который фактически имел неограниченную мореходность и дальность плавания, ограниченную только запасом провизии и горючим для самолетов и вертолетов корабельного авиакрыла. Применение атомной энергоустановки также позволило уменьшить размеры острова-надстройки, более компактно расположить радио- и радиолокационные антенны и не обращать отныне внимания на «застилающий палубу дым».

Следующим шагом стало соз­дание уникального истребителя корабельного базирования F-14 Tomcat, а также УР класса «воздух—воздух» большой дальности AIM-54 Phoenix. Самолеты корабельного базирования стали повсеместно оснащаться двух-щелевыми закрылками, складывающимися консолями крыла и пр. А затем на палубах кораблей появились самолеты с укороченным взлетом (STOVL) и самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL).