Каким должен быть палубный самолет

Идея использования аэропланов, взлетающих с кораблей, была предложена в 1909 г. капитаном корпуса инженеров флота Львом Марциевичем. В своей докладной записке на имя начальника Главного морского штаба он предложил основные технические решения для строительства «авиаматки», т. е. авианосца.

Каким должен быть палубный самолет

Корабль должен был иметь легкую навесную палубу для взлета и посадки 25-летательных аппаратов, электрическую разгонную лебедку (прообраз катапульты) и тормозные сети для улавливания аэропланов. Идеи, высказанные Марциевичем, стали классическими и легли в основу палубного самолетостроения. Но использованы впервые были не в России, а в Великобритании, которая в 1917 г. перестроила крейсер «Фьюрисс» в авианосец. А в 1918 г. англичане приступили к строительству авианосца «Гермес».

В то время палубные самолеты были тихоходные – 160 – 190 км/ч, со слабым вооружением и ограниченными возможностями по грузоподъемности до 60 кг бомб. Но ведущей державой по строительству авианосцев стала США, они и разработали половину всех существующих типов палубных кораблей. В войне на Тихом океане (во время Второй Мировой войны) американская палубная авиация сыграла решающую роль. Начинали с бипланов, таких как истребитель Боинг F4B4.

Боинг F4B4

Одноместный одномоторный биплан, скорость до 302 км/ч, дальность полета 941 км, вооружение – 120 кг бомб, 2 пулемета, наибольшая высота 8 200 м, до 1937 г. базировался на всех авианосцах.