Базовая летающая лодка британских ВВС

Летающая лодка Sunderland Mk III широко применялась на всех фронтах Второй мировой войны. А в конце войны за этой моделью последовала модификация Mk V с аме­риканскими моторами. Выпуск ограниченной серии I варианта Sunderland Mk II прекратился в июне 1941 года после начала испытаний версии Mk I с улучшенными обводами днища для уменьшения сопротивления.

Лодку с таким корпусом обозначили Sunderland Mk III и с декабря 1941 года запустили в серию вместо Mk II. Была построена 461 машина, 35 из них вышли из четвертого сборочного цеха на озере Уиндермер. На Средиземном море лодкам Sunderland пришлось выполнить много опасных полетов. Тяжелее всех прошла долгая эвакуация с острова Крит, когда лодки много раз летали с 10 членами экипажа и несколькими десятками воору­женных бойцов.

Sunderland провел визуальную разведку итальянской ВМБ Таранто перед налетом на нее в ночь на 11 ноября 1940 года. Над Атлантикой Sunderland вместе с летающими лодками Consolidated Catalina стали главной угрозой для немецких субмарин. Но когда германские подводные лодки оснастили приемниками Metox, настроенными на излучение британских РЛС ASV Mk II, они стали заранее получать предупреждения о подлете самолетов, и их потери резко сократились. В ответ британцы разработали новую РЛС ASV Mk III, действующую в диапазоне менее 50 см, и с хорошо обтекаемыми антеннами в блистерах под консолями крыла. Sunderland, оборудованный этим радаром, получил обозначение Mk IIIA.

Датчики подлодок не могли засечь эту РЛС, и в начале 1943 года их потери снова возросли. Для самозащиты от самолетов подводные лодки пришлось оснащать зенитными батареями, обычно состоявшими из одной или двух 37-мм и двух счетверенных 20-мм пушек. Контрмерой английских авиаторов стала установка на многих противолодочных самолетах крупнокалиберных пулеметов для борьбы с зенитными расчетами, хотя на Sunderland противозенитных пулеметов почему-то не ставили.