Як-9Б («бомбардировочный»)

За кабиной этой машины, сделанной на базе Як-9Д, были установлены попарно четыре наклонных трубчатых бомбоотсека для четырех 100 кг бомб ФАБ-100 или такого же количества кассет для мелких противотанковых бомб ПТАБ. Снизу отсеки закрывались крышками на электрозамках, которые удерживали бомбы от выпадения.

Первый прототип Як-9Б вышел на заводские испытания 23 марта 1944 года. К сожалению, способ размещения бомб оказался не самым удачным, поскольку он не позволял бомбить с пикирования (бомбы не выходили из труб), а бомбардировка с горизонтального полета, да еще и без специального бомбового прицела не отличалась высокой точностью. Кроме того, максимальная боевая нагрузка в 400 кг значительно меняла центровку машины и сильно усложняла управление. Поэтому такой вариант считался доступным лишь для летчиков наивысшей квалификации. Обычным пилотам разрешалось брать только по две бомбы.

Подготовка машины к полету представляла изрядные сложности. Бомбы вставлялись в трубы бомбоотсека снизу, поэтому хвост Як-9Б приходилось поднимать почти на метр или закатывать самолет на специально вырытую канаву. Все это вместе взятое привело к тому, что на войсковых испытаниях, проходивших с 18 декабря 1944 года по 20 февраля 1945-го в 130-й истребительной авиадивизии, Як-9Б получил не­удовлетворительную оценку. В крупносерийное производство он не передавался, но 109 машин все же было построено.

Як-9В («вывозной»)

Учебно-тренировочная модификация с двухместной кабиной под общим длинным фонарем, в которой ученик сидел спереди, а инструктор - сзади. Вооружение - мотор-пушка ШВАК с боекомплектом 90 снарядов. Самолет проходил испытания в апреле 1945 года и строился серийно с августа 1945-го по август 1947 года. Выпущено 456 экземпляров, еще 337 переделано из Як-9М.