ЯК-9 в действии

Боевое крещение истребителя Як-9 состоялось в декабре 1942 года во время Сталинградской битвы. Новый истребитель сразу пришелся по душе фронтовым пилотам - легкий, маневренный, очень простой в управлении, не случайно его прообразом была учебная машина. По маневренности и скороподъемности он превосходил новейший немецкий истребитель Bf 109G, хотя немного уступал ему в максимальной скорости, боевой живучести и огневой мощи.

Весной 1943 года Як-9 появились на цен­тральном участке советско-германского фронта, в частности, на этот истребитель перевооружили знаменитый авиаполк «Нормандия», в котором воевали французские летчики. По мере наращивания производства «девятки» постепенно вытесняли из фронтовых авиачастей более ранние типь истребителей Яковлева - Як-1 и Як-7. К середине 1944 года Як-9 стал основным самолетом воздушного боя в советских ВВС, а на заключительном этапе войны он составлял почти половину от общего числа советских истребителей. Этому в немалой степени способствовала его универсальность, а также простая и рациональная конструкция, созданная в расчете на массовое производство. Як-9 был лидером в советской авиации времен Второй мировой, а какой военный самолет самый передовой в мире на сегодняшний день читайте на qq.by.

В то же время Як-9 был вполне эффективной машиной, способной сражаться на равных с любыми типами немецких поршневых истребителей. Это подтверждают многочисленные боевые примеры успешных действии советских летчиков против самолетов Люфтваффе.

Так 4 апреля 1944 года восьмерка Як-9 из 195-го истребительного полка атаковала 30 немецких пикирующих бомбардировщиков Ju 87, которых охраняли 12 истребителей. В ожесточенном бою наши летчики сбили два бомбардировщика и два истребителя, а сами вернулись домой без потерь.

28 июля того же года четверка Як-9 из 65-го полка, вылетевшая на разведку, обнаружила шесть истребителей Fw 190, патрулирующих в воздухе. Советские летчики внезапно атаковали противника и с первого захода сбили три истребителя, а затем - еще один. Немцы по радио вызвали подмогу, и вскоре в схватку вступили еще четыре Fw 190. Но это не изменило ход боя. На своих более вертких машинах наши пилоты увеличили победный счет до шести, а затем, израсходовав боекомплект, вернулись на аэродром.

Конечно, не все бои завершались столь блестяще. «Яки» тоже несли потери, гибли и их пилоты. Но все же летчики любили эту машину, и она того заслуживала. На Як-9Д с бортовым номером «22» воевал выдающийся черноморский ас М.И. Гриб, сбивший 20 немецких самолетов. А.В. Ворожейкин одержал на Як-9 большинство из своих 52 воздушных побед. 34 вражеских самолета сбил А.Я. Кочетов, летавший на «именном» Як-9, купленном на средства, пожертвованные колхозником Гаязовым. Из тяжелой пушки «танкового» Як-9Т И.В. Федоров расстрелял восемь немецких бомбардировщиков. Этот список можно продолжать еще долго. А победную точку в боевой карьере Як-9 поставил старший лейтенант Животовский, который 15 августа 1945 года сбил над Кореей японский истребитель «Райден». Это была последняя воздушная победа советской авиации во Второй мировой войне.