Модификации МиГ-25П

Экспортные МиГ-25ПД

На экспорт поставлялись перехватчики МиГ-25ПД с РЛС «Смерч» от МиГ-25П и измененным составом бортового обо­рудования. Теплопеленгаторы ставились не на все экспортные самолеты.

Двухместный учебно-тренировочный самолет для подготовки летчиков МиГ-25П/ПД/ПДС. Особенностью спарки является размещение инструктора в пе­редней кабине, в то время как на боль­шинстве учебно-боевых истребителей инструкторской является задняя кабина. В кабине инструктора установлена аппа­ратура, позволяющая имитировать отказы бортовых систем. МиГ-25ПУ не способен выполнять реальный перехват воздушной цели, однако пилоны для подвески ракет сохранены. Максимальная скорость огра­ничена до М = 2,65. Первый полет опытный МиГ-29ПУ выполнил в 1968 году. На серийном МиГ-25ПУ летчицей С. Е.  Савицкой установлены несколько женских мировых рекордов высоты и скорости, по документации ФАИ самолет проходил как «Е-133».

Один МиГ-25ПУ был модернизирован в самолет сопровождения многоразового орбитального корабля «Буран» в качестве самолета оптико-телевизионного наблюдения (СОТН). В передней кабине МиГ-25 ПУ-СОТН устанавливались видеокамера SONY DXM3P, видеомагнитофон, теле­визионный индикатор и телепередатчик. В 1985-1986 годах самолет использовался для видеосъемки заходов на посадку и по­садок летающих лабораторий Ту-134ЛЛ, Ту-154ЛЛ и аэродинамического прототипа БТС-001 корабля «Буран» - «Буран» отсле­живался с высоты 18 000 м. Полеты на са­молете оптико-телевизионного наблюдения выполняли как летчики-испытатели, так и летчики, проходившие подготовку к полетам на «Буране». МиГ-25ПУ-СОТН сопровождал «Буран» при его посадке на ВПП космодрома Байконур при возвращении его из единственного беспилотного космического полета. 

МиГ-25М

В 1972 году на фирме начались работы по модификации с более мощными ТРДФ - Р-15БФ2-300 тягой по 13 500 кгс. Новые двигатели поставили на две машины - перехватчик и разведчик. Первый полет на МиГ-25ПД с РБ-15БФ2-300 (МиГ-25М) 30 августа 1973 года выполнил П. М. Остапенко. Самолеты продемонстрировали в ходе испытаний беспрецедентные летные характеристики, особенно скороподъемность, но из-за сложности производства двигателей в серийное производство не передавались. Был и еще один фактор, и пожалуй - решающий.

Практически параллельно велась разработка нового менее скоростного, но оснащенного более совершенным радиоэлектронным комплексом двухместного перехватчика на основе МиГ-25ПД - будущего МиГ-31, который и стал заменой для МиГ-25П/ПД. Что же касается МиГ-25М, то его можно считать самым скоростным советским самолетом - он обладал возможностью выполнять полет со скоростью 3200 км/ч (М=3) на высоте более 24 000 м. МиГ-25М проходил испытания до 1977 года. На МиГ-25М (Е-266М) с двигателем Р-15БФ2-300 в 1975 и 1977 годах установлены несколько абсолютных мировых рекордов скороподъемности и высоты, некоторые из них не побиты до сих пор.