Истребители великой отечественной войны

Итоги боев наших истребителей

В воздушных боях и ударами с воздуха по аэродромам уничтожено 57 тыс. вражеских самолетов. 2420 летчиков было удостоено высокого звания Героя, 65 – из них дважды Героя и двое -  трижды.

Самые маневренные бипланы

Истребитель-биплан (от лат bis –«дважды » и planum – «скорость») – маневренный, скоростной самолет, разящий противника в воздушном бою. Он может поражать и наземные цели, например, самолеты на аэродромах.

Такими были истребители Н. Н. Поликарпова И-15 и И-153 «Чайка», защищавшие наше небо в начале Великой Отечественной Войны. Самолет был легким, и это давало ему преимущество в воздушном бою на виражах. Истребитель делает вираж так: он накреняется и с креном больше 450 разворачивается. У биплана И-15 был маленький радиус разворота, и он быстро оказывался в хвосте неприятеля.

Самый маленький истребитель

Моноплан (от греч. Monos – «один») И-16 конструкции Н. Н. Поликарпова был самым маленьким из всех истребителей: длина – 6 метров, размах крыла – 9 метров. Максимальная его скорость –  490 км/ч. Это был лучший истребитель своего времени. Он быстро набирал высоту и оказывался выше неприятеля, а затем пикировал и, набрав скорость, атаковал сверху. Потом, убедившись в его преимуществах, все истребители строили с одним крылом – монопланами.

Рождение семьи Яков

Коллектив под руководством А. С. Яковлева в январе 1940 года выпустил самолет с двигателем жидкостного охлаждения Як-1, который открыл «семейство» Яков. Он был вооружен пушкой, ствол которой проходил через ось воздушного винта, и двумя скорострельными пулеметами на крыльях. Самолет отличался сочетанием необходимейших для истребителя качеств: скорости, огня, маневренности, простотой пилотирования и легкостью конструкции из доступных во время войны материалов (стальные трубы, фанера, дерево, полотно и совсем немного дюралюминия). За Як-1 последовали Як-7, Як-9 и Як-3. Пушки устанавливались все большего калибра, последние 45 мм пробивали броню даже танков. Наращивалась и мощность двигателя, скорость самолета возросла до 720 км/ч.

Ла-5 – истребитель, завершивший войну

На создании истребителей специализировалось и конструкторское бюро С. А. Лавочкина. В 1942 году создается новый фронтовой истребитель Ла-5 с мощным двигателем воздушного охлаждения. Самолет вооружили двумя пушками и двумя бомбами по 100 кг. Ла-5 был очень вынослив в бою. В результате улучшения конструкции скорость самолета возросла до 690 км/ч.

Самолет союзников

В конце войны на нашем фронте появился американский истребитель Р-39 «Эркобра». Это был цельнометаллический самолет с двигателем жидкостного охлаждения  на трехколесном шасси с носовым колесом оригинальной конструкции.  В отверстие оси воздушного винта  пропускался ствол 37-миллиметровой пушки, в крыле крепились пулеметы. Р-39 по своим летно-тактическим данным не уступал истребителям противника.