Вертолеты ОКБ М. Л. Миля

Вертолет Ми-1 был построен в 1948 г. Кроме летчика, он мог перевозить двух пассажиров или 500 кг груза, летал со скоростью 140 км/ч. Это немного.   Такую скорость развивают автомобили на автостраде. Но ему не нужны были асфальтовые дороги. Для влета и посадки ему нужен лишь был круг диаметром 20 м. летал он с полным запасом топлива всего лишь на 360 км. Но он был первый.

Он был и связной, и «такси», и почтовой, и учебно-тренировочный – его широко применяли в народном хозяйстве. На Ми-1 было установлено 27 мировых рекордов.

Ми-4 – транспортный вертолет, построенный в 1952 г. На нем было два пилота. Грузовая кабина вмещала 16 пассажиров или автомобиль Газ-67. Вертолет был оборудован противообледенительной системой, мог летать и днем, и ночью, и в сложных метеоусловиях.

По своим летно-техническим данным Ми-4 превосходил зарубежные вертолеты того же класса. Скорость 168 км/ч, грузоподъемность 1, 67 т. разработаны различные модификации: военный, морской, полярный, оборудованный внешней подвеской, вертолет использовался в качестве летающего крана. В июне 1954 г. в конструкторском бюро Миля начали разработку тяжелого транспортного вертолета Ми-6. Решено было перейти с поршневых двигателей на два газотурбинных. На вертолете Мн-6 они вращали винты с пятью лопастями диаметром 35 м. Это был большой вертолет — длина его грузовой кабины достигав 11 м. Пять членов экипажа едва справлялись с работой. Ведь надо погрузить груз, закрепить, разгрузить, и все это в сжатые сроки. Ми-6 — мировой рекордсмен, первый в мире вертолет,   превысивший в 1961 г. скорость300 км/ч.

В 1960 г. на базе Ми-6 разработан вертолет Ми-10. В основу положен принцип перевозки крупногабаритных грузов вне фюзеляжа, что существенно увеличило грузоподъемность вертолета. Мн-10 способен транспортировать крупногабаритные грузы длиной 20 м, шириной 5 м, массой 12 т. В 1965 г. на базе Ми-10 создана его модификация — вертолет-кран Ми-10К. При проведении монтажных и погрузочных работ один из пилотов переходит в подвесную кабину. Ми-8 — вертолет среднего класса, с двумя газотурбинными двигателями, основной вариант — транспортный. Грузы перевозит в кабине и на внешней подвеске.