Повышение ресурса заклепочных соединений

Повышение ресурса заклепочных соединений (самых массовых в современном самолете) прежде всего связано с обеспечением стабильного диаметрального натяга по всей высоте пакета. Конструкция обычной потайной универсальной заклепки (типа ЗУ) не обеспечивает натяг в зоне закладной конусной головки.

Диаметральный натяг в соединении заклепками ЗУ возникает только в зоне замыкающей бочковидной головки и, быстро уменьшаясь по высоте пакета, исчезает у границы склепываемых деталей. Поэтому усталостные разрушения начинаются с обшивки по заклепочным соединениям. Для создания примерно постоянного натяга по высоте пакета разработаны конструкции заклепок с компенсатором (ЗУК).

Компенсатор представляет собой конусообразный наплыв на конусной или цилиндрической головке, который, вдавливаясь при клепке в головку, раздает ее и обеспечивает натяг в зоне закладной головки и прилегающей к ней части стержня.

Долговечность соединений заклепками типа ЗУК значительно выше, чем с заклепками типа ЗУ и сравнима с долговечностью заклепок с выступающей закладной головкой. Заклепки типа ЗУК имеют потайные закладные головки с углом 90 и 120.

В ответственных и напряженных соединениях кессона крыла с топливными отсеками при больших толщинах панелей используются потайные заклепки с компенсатором, закладная головка которых с углом 30 по форме приближается к цилиндрической.

Нижний конус головки передает отрывающие нагрузки. Верхний конус способствует осевому течению материала компенсатора внутрь пакета и образованию натяга по всей высоте пакета. Аналогичная форма заклепки получается и при клепке стержнями. Материал стержня более равномерно заполняет отверстие в пакете. Возможные отклонения размеров зенкованного гнезда лучше компенсируются.

Для потайной клепки тонких обшивок следует применять заклепки типа ЗУК с уменьшенной высотой закладной головки до 0,25 диаметра стержня, а также потайные герметичные заклепки с компенсатором и конусным стержнем в прилегающей к закладной головке части.