«Виктор» как самолет-заправщик

Новая страница в биографии «Викторов» открылась после «перепрофилирования» их из бомбардировщиков в самолеты-заправщики. Работы по созданию «танкерного» варианта самолета были вынужденными, начавшимися «не от хорошей жизни»: в 1964 г. в конструкции лонжеронов крыла основного самолета-заправщика британских ВВС «Вэлиент» (переоборудованного из высотного бомбардировщика) были обнаружены усталостные трещины, и начались спешные поиски вариантов замены этой машины. (Возникновение трещин объяснялось изменением режима полета самолета-заправщика по сравнению с бомбардировщиком; последний летел в основном «по потолкам», в условиях сравнительно спокойной атмосферы, в то время как заправщик действовал на средних высотах, где турбулентность, а следовательно, и нагрузки на конструкцию планера были выше.)

После поступления на вооружение бомбардировщиков «Виктор» В Мк.2 появилась возможность вывести часть более старых машин «Виктор» В Мк.1 из боевого состава ВВС и переоборудовать их в самолеты-заправщики. Первый «танкер» «Виктор» В (К)Мк.1А впервые поднялся в воздух 28 апреля 1965 г. Он был оснащен двумя подкрыльевыми узлами дозаправки Мк.20В. Кроме того, в бомбовом отсеке предполагалось разместить агрегат дозаправки Мк.17 со шлангом увеличенной длины, а также дополнительный топливный бак. Однако острая потребность в самолетах-заправщиках потребовала принятия чрезвычайных мер, и уже в мае 1965 г. на вооружение поступил первый из шести заправщиков «Виктор» В (К)Мк.1А, имеющих лишь подкрыльевые заправочные агрегаты (в фюзеляже могло размещаться стандартное бомбовое вооружение).

Первый «трехточечный» заправщик «Виктор» с агрегатом Мк.17 поднялся в воздух 2 ноября 1966 г. Всего было поставлено 24 таких самолета, 10 переоборудованных бомбардировщиков «Виктор» Мк.1 получили обозначение «Виктор» К Мк.1, 14 «Виктор» В Мк.1А были переделаны в заправщики «Виктор» К Мк.1А.

Несмотря на высокие характеристики новых «летающих танкеров», они обладали весьма существенным недостатком: низкая удельная тяговооруженность не позволяла эксплуатировать эти самолеты на аэродромах с относительно короткой ВПП в условиях высоких температур. Полностью заправленные топливом самолеты не могли летать в дневные часы с британских авиабаз, расположенных в Бахрейне, Гане или на Кипре. В этом случае для выполнения боевой задачи требовалось вместо одного заправщика задействовать два: один «Виктор», взлетавший с неполной нагрузкой, дозаправлял в воздухе «под завязку» другой заправщик, также взлетавший полупустым, после чего последний шел в расчетную точку отдавать свое топливо боевому или военно-транспортному самолету.

В 1968 г. начались предварительные исследования самолета-заправщика на базе бомбардировщика «Виктор» В Мк.2, имевшего более высокую тяговооруженность, что позволяло использовать его в любых климатических условиях с полной взлетной массой. Предполагалось установить на самолете ПТБ, увеличить запас топлива во внутренних баках, несколько усилить конструкцию (чтобы избежать проблем, возникших с «Вэлиентами»), установить новое навигационное оборудование и снабдить катапультными креслами всех членов экипажа.

Работы по техническому проектированию новой модификации начались в 1969 г. Для переоборудования под заправщики был выделен 21 самолет «Виктор» В Mk.2R, а также один самолет «Виктор» В Мк.1, который предполагалось использовать в качестве учебного. Однако в 1970 г. фирма «Хэндли Пейдж», столкнувшись с финансовыми трудностями, была ликвидирована. Работы по уже начатой программе были продолжены фирмой «Хаукер Сиддли». Переоборудование первого самолета «Виктор» В Мк.2 в заправщик «Виктор» К Мк.2 завершилось в марте 1972 г., а в 1974 г. работы по модификации всех самолетов были завершены. В их бомбовых отсеках было смонтировано два дополнительных топливных бака, вмещающих пo 7264 кг топлива. Под крылом подвешивалось два заправочных агрегата Мк.20В, в фюзеляже устанавливался агрегат с более высокой производительностью Мк.17.