Операция «Tidalwave»

Расположенные в 50 км к северу от Бухареста румынские промыслы в Плоешти в 1943 году давали порядка 3% от общемировой нефтедобычи и 60% всей нефти, которую потреблял рейх. Американская авиация пыталась бомбить Плоешти еще в июне 1942 года, но тот налет был неудачным, зато немцы и румыны серьезно усилили после него ПВО нефтепромыслов — весной 1943 года система ПВО включала зенитные орудия крупного калибра, подразделения дневных и ночных истребителей Люфтваффе, румынские эскадрильи истребителей IAR 80 и Avia В.534.

В апреле 1943 году союзники приняли решение покончить с нефтепромыслами раз и навсегда — удар с малой высоты предстояло нанести бомбардировщикам B-24D из американского IX Бомбардиро­вочного командования; операция получила название «Tidalwave».

В операции задействовали бом­бардировщики Liberator из 44-й, 93-й, 98-й, 376-й и 389-й авиагрупп, причем на этапе подготовки экипажи отрабатывали полеты на малых высотах. Проведение операции назначили на 1 августа 1943 года. 177 самолетов Liberator, загруженных 227-кг и 113-кг фугасными бомбами и большим количеством зажигательных бомб, взлетели с авиабаз, расположен­ных в окрестностях Бенгази — на расстоянии 2500 км от цели. Считалось, что действия авиации с этих баз станут для неприятеля неожиданностью. Каждой группе был назначен свой объект для удара: 376-й группе — нефтепромыслы «Romana Americana», 93-й — «СопсогсНа Vega», «Standard Petrol» и «Unirea Speranta», 44-й — «Colombia Aquila» и «Credital Minier», 98-Й — «Astra Romana» и «Unirea Orion», а 389-й — нефтеперегонный завод в Кымпине.

Фатальная ошибка

Изначально маршрут проходил над Тирренским морем, но после того как армада самолетов перевалила горы Албании, началась сильная буря — и с этого момента у американцев все пошло наперекосяк. Небольшой городок Флорешти, северо-западнее Плоешти, был выбран в качестве контрольной точки, так как проходившая через него железная дорога вела прямо к объекту удара. Точная навигация в полете на малых высотах крайне затруднена в принципе, поэтому неудивительно, что штурманские ошибки произошли незамедлительно. Ведущие 376-й и 93-й групп приняли за Флорешти городок Тагориште, выполнив разворот именно над ним, после чего группы вышли точно на Бухарест, и уже там, обнаружив ошибку, летчики повернули севернее.

В это время самолеты 389-й группы уже легли на боевой курс (цель — Кымпина), а 44-я и 98-я группы скорректировали свой маршрут на Плоешти. В результате американцы потеряли фактор внезапности, ПВО встретила врага сильным огнем. Американская авиация понесла тяжелые потери: только 92 В-24 сумели вернуться на аэродромы под Бенгази, 19 машин выполнили посадки на других аэродромах, семь — приземлились в нейтральной Турции, три — упали в море. Всего из боевого вылета не вернулись 54 бомбардировщика, 532 члена экипажа погибли.

Потери Люфтваффе составили по четыре сбитых и поврежденных Bf 109G, а также два сбитых и пять поврежденных Bf 110. Хотя в США рейд объявили успешным, а потери в людях и технике удалось быстро восполнить, воздушные операции американской авиации пришлось на некоторое время приостановить.