Первый в мире реактивный лайнер и его младшие братья

Ту-104, созданный в конструкторском бюро  А. Н. Туполева, открыл эру реактивных пассажирских лайнеров. Прилет его в Лондон в 1956 г. вызвал восторженные отклики в печати: «Россия удивила мир, показав Ту-104, превосходный обтекаемый реактивный самолет». Два турбореактивных двигателя по бокам фюзеляжа переносили 100 пассажиров и 5 членов экипажа на расстояние 2800 км со скоростью 810 км/ч.

Улетая из Лондона, экипаж заметил непредусмотренное сопровождение истребителей. Пилоты прибавили «газу» и оторвались от них. На специально оборудованном Ту-104 тренировались летчики первого отряда космонавтов. На нем специально выполняли фигуры, при которых создаются условия невесомости.

Следующее поколение

Представитель следующего поколения реактивных лайнеров Ту-154 сменил Ту-104 в 1969 г. Лайнер перевозит от 164 до 180 пассажиров и летает до 3700 км, скорость 850 км/ч. Оснащен он тремя турбореактивными двигателями. Они крепятся на хвосте: два по бокам снаружи и один внутри фюзеляжа. Эти самолеты летают на всех внутренних линиях и далеко за пределами России.

Кто сменит Ту-154?

Гражданская авиация развивается стремительно. Проходит каких-нибудь десять-пятнадцать лет, а в воздухе уже новое поколение самолетов. На смену самолету Ту-154 идет Ту-204. Он с полной загрузкой может пролететь  3500 км.

Это не значит, что он нем ожжет пролететь дальше. Пустой, незагруженный, он пролетает и 5000 км. Ту-204 легкий, обтекаемый и экономичный самолет. Тонкие крылья, несколько скошенные назад, как у всех реактивных самолетов, размахнулись на 42 м. два турбовентиляторных двигателя расходуют меньше топлива, чем турбореактивные. Скорость – 850 км/ч. Ту-204 на сегодняшний день – самый экономичный лайнер.

На лайнере только два пилота!

В кабине пилотов два удобных кресла: командира корабля и правого пилота. Окна кабины представляют пилотам отличный обзор. На старых самолетах, помимо летчиков, были штурман, борттехник и радист. Так было, например, на Ту-104, а на Ту-204 их функции взяли на себя приборы.

Пилоты получают всю информацию о полете с телевизионных экранов на приборной доске: о работе двигателей и другого оборудования, о маршруте полета. Все системы дублированы. Вышел из строя один агрегат, его заменят другой. И самолет долетит благополучно до аэродрома назначения. Еще одно новшество можно увидеть на этом самолете. Вместо длинных штурвальных колонок, как на гоночных автомобилях, которые были на самолетах до этого, Ту-204 центральные коротенькие ручки, похожие на руль велосипеда, - это  электросистемы управления самолетом. Но самолет может и без вмешательства летчиков летать по маршруту. Летчикам остается только следить за работой оборудования. В пассажирском салоне свободно размещаются 214 пассажиров. Их встречают стюардессы, удобные кресла и приятная музыка.