Из жизни А.Н. Туполева. Часть 6

Во время первой мировой войны Жуковский создал при МВТУ теоретические курсы по динамике полета аэроплана для военных летчиков. Ему было ясно, что без солидной подготовки новый род войск не овладеет грамотно материальной частью. Предполагалось, что, закончив курсы и пройдя практическое обучение в летной школена Ходынеком аэродроме, русские летчики будут подготовлены лучше своих противников.

Среди профессоров, преподававших на курсах, Н. Е. Жуковский был одним из старейших. Принимая зачеты от слушателей, молодых офицеров, мечтавших скорее перейти к полетам, он обычно сидел в кресле, немного склонив голову. Годы брали свое, и слух и зрение начинали сдавать. После одного из зачетов Николай Егорович, встретив одного из своих коллег, счел необходимым поделиться своими сомнениями.

— Поразительно, сегодня одни и те же башмаки сдавали мне теорию бомбометания несколько раз!

Тот рассмеялся:

— Узнаю Надашкевича!

Это действительно был А. В. Надашкевич (в будущем ближайший помощник Андрея Николаевича по вооружению самолетов). Желая выручить друзей, он сдавал Жуковскому экзамен по бомбометанию за многих. Впрочем, так делали и другие.

— Но, простите их, Николай Егорович, всем им хочется на фронт, всех их тянет романтика воздушных сражений!

Тем временем годы шли своей чередой, над измученной четырехлетней войной Россией всходила заря грядущей революции. Когда Великая Октябрьская революция свершилась, Николай Егорович Жуковский был одним из тех русских ученых старшего поколения, которые сразу же стали па сторону Советской власти и отдали свой талант и обширные знания социалистической родине.

В 1947 году, на заседании по поводу столетия со дня рождения ученого, Туполев говорил:

«Николай Егорович верил в новые силы нашей страны и хотел идти вместе с этими новыми силами. В этом его великая заслуга. Жуковский был великим патриотом, он глубоко любил свою родину, он болел ее несчастьями, болел горестями и всегда хотел быть ей полезен. Вы помните, когда пришла Советская власть и у Николая Егоровича появилась возможность работать вместе с коллективом, который около него собрался, работать шире и быть полезным нашей стране, ни один, никто из нашего коллектива ни одной минуты не колебался».

Молодой Туполев тоже вздохнул с облегчением: кончились годы политического гнета, косности, открывались перспективы для создания своей, отечественной авиации. Желание как можно скорее начать служение своему народу было для него само собой разумеющимся.

Первым, может быть, наивным шагом была постройка еще в 1910 году в кружке своего собственного, самими рассчитанного и своими руками созданного летательного аппарата тяжелее воздуха. Им стал планер-биплан из дерева и полотна. На нем Андрей Николаевич совершил свой первый полет с высокого берега, где стоит здание МВТУ, через Яузу в Лефортовский парк. По его словам, «этот полет подтвердил наши расчеты, правда лишь в известной степени, ибо планер все-таки основательно помялся при посадке, впрочем, летчик, как вы видите, остался жив».

Наступило время, когда наконец-то он сможет закончить МВТУ и начать полнокровную трудовую деятельность.

29 мая 1918 года он защищает дипломный проект. К этому времени он уже вполне сложившийся инженер-исследователь. Работа на заводе «Дуке» п в расчетном бюро Управления воздухофлота, когда на его плечи легла уже настоящая ответственность, оказала свое влияние, он становится инженером, способным отвечать за свои решения.