Защита от коррозии

Конструктивные мероприятия по замедлению фреттинг-коррозионных разрушений соединений конструкции имеют большое значение для обеспечения высокой долговечности и сохраняемости самолета. Эти разрушения развиваются в условиях плотного контакта двух металлических поверхностей при микроперемещениях в процессе упругой деформации деталей.

Основными конструктивными антифреттинговыми мероприятиями являются специальные покрытия, установка между соединяемыми деталями прокладок и подштамповка концентрических подсечек вокруг отверстий на контактной поверхности детали. В соединениях стальных и титановых деталей применяются прокладки из материала Д19АМ толщиной 0,5 мм.

В пакетах из алюминиевых сплавов используются прокладки из бумаги, пропитанной воском.

Рациональная схема антикоррозионной защиты деталей является основой обеспечения высокой долговечности и сохраняемости самолета. Примером сложного для антикоррозионной защиты узла может служить магниевый барабан колеса шасси с алюминиевым стопорным кольцом. Усталостное разрушение таких барабанов происходит по канавке стопорного кольца, где образуются многочисленные коррозионные раковины. Вибрирующее и перемещающееся стопорное кольцо нарушает лакокрасочное покрытие.

Влага, грязь и моечные растворы, применяемые при техническом обслуживании самолетов, способствуют активизации гальванической пары «магний — алюминий» барабана и стопорного кольца. Замена магния на алюминиевый сплав позволяет увеличить ресурс колес.

Так, например, на одном пассажирском самолете усталостное разрушение стального болта крепления рельса закрылка произошло после 13 лет эксплуатации при налете 15 тыс. ч по одной из коррозионных раковин. Болт защищался оксидным фосфатированием, которое в условиях тугой посадки оказалось недостаточным. Применение кадмирования болтов, рабочая температура которых может превышать 320 С, приводит к расплавлению кадмия и малоцикловому усталостному разрушению.