Выбор материала конструкции и пар трения

Выбор материала деталей конструкции из условия обеспечения заданной долговечности и сохраняемости производится на основе всестороннего учета реальных условий их работы и особенностей нагружения. Физико-механические свойства материала в рабочем диапазоне температур должны обеспечивать максимальное значение показателя удельной прочности при циклическом нагружении для получения конструкции минимальной массы.

Затем уже учитываются такие факторы, как стоимость материала и технологичность его применения. Если для маневренного самолета с расчетной перегрузкой, действующее в горизонтальном полете напряжение в панели крыла оказывается ниже предела усталости алюминиевых сплавов с концентратором, то для пассажирского самолета с расчетной перегрузкой, действующее напряжение существенно выше предела усталости.

Поэтому площадь расчетных сечений для пассажирского самолета выбирается не по статической нагрузке при максимальной перегрузке, а по условиям выносливости в пределах заданного ресурса. Материал деталей конструкции, расположенных в труднодоступных местах, должен обеспечивать отсутствие развитых усталостных трещин в пределах ресурса до первого ремонта самолета.

Для материала панелей герметичных фюзеляжей главными свойствами становятся выносливость и вязкость разрушения.

Объединение усталостных трещин в зоне продольного шва таких фюзеляжей не должно приводить к возможности взрывного разрушения при воздействии избыточного давления. При выборе материала для нижних панелей кессона крыла необходимо учитывать значения показателей выносливости, роста трещин и вязкости разрушения. Тогда допустимые действующие напряжения оказываются настолько сильно отличными от материала, что выбирать материал по их максимальным значениям становится нерациональным.

Материал для верхних панелей крыла из-за возможной потерн устойчивости выбирают по максимальному значению предела текучести и минимальной скорости роста трещин. На режимах разбега, пробега и рулежки верхние панели в корневой части крыла нагружаются растягивающими усилиями и к их материалу предъявляются те же требования, что и к материалу нижних панелей.

Особое внимание необходимо уделять рациональному выбору материала пар трения. Плохо работают такие пары трения как алюминиевый сплав по хрому, медный сплав по алюминиевому, никель по никелю, пластмасса по пластмассе, незакаленная сталь по незакаленной стали. Большое влияние на долговечность узлов трения оказывает выбор материала смазки.