Обеспечение ресурса узлов трения самолета

Конструктор располагает обширным арсеналом средств для обеспечения высокого ресурса узлов трения самолета. Рациональные геометрические характеристики узла трения, включая макро-и микрогеометрию, являются основой долговечности. Форма шероховатости трущейся поверхности даже при высокой чистоте может послужить причиной заклинения.

Специально выполненные углубления на поверхности трения для удержания смазки позволяет увеличить ресурс узла в несколько раз. Конструктор должен учесть внешние условия работы узла трения, температуру, все действующие эксплуатационные нагрузки, в том числе и силы, возникающие при упругих деформациях узла, изменение схемы нагружения узла в процессе изнашивания в пределах заданного ресурса, а также влияние эксплуатационной среды: солевого конденсата, пыли, скоростного напора при больших скоростях полета, низкого атмосферного давления на больших высотах.

Все эти факторы могут привести к существенному изменению коэффициента трения пары в процессе длительной эксплуатации, вплоть до перехода на нерасчетные поверхности скольжения в узле.

Защита трущихся поверхностей от попадания загрязнений обеспечивается герметизацией узлов трения специальными сальниками и крышками, уменьшением зазоров между деталями за счет повышения класса точности с третьего до второго, нижним расположением открытых торцов втулок вертикальных валов.

Долговечность поступательно перемещающихся деталей в узлах трения конструктивно обеспечивается защитными манжетами и грязесъемными кольцами с острой наружной кромкой. Правилом для конструктора должна стать фраза: «Если узел невозможно хорошо закрыть, то его необходимо хорошо открыть». Кривые рельсы с ползунами предкрылков и закрылков должны иметь отличную доступность для чистки, смазки и контроля изнашиваемости.