Из жизни А.Н. Туполева. Часть 4

Жуковский понимал, что от ученых в эпоху научно-технической революции требуются не только научные поиски, но и организаторская деятельность по внедрению результатов этих поисков в практику... Из этой концепции следовало, что конструктор, заинтересованный в использовании достижений науки, в свою очередь должен был не только чутко реагировать на изыскания ученых, но и уметь их вовремя стимулировать, вызывать выявление нужных научных результатов, — вспоминает о своем учителе А. Н. Туполев.

Теперь нам ясно, что именно этими особенностями личности Н. Е. Жуковского и объяснялось стремление молодого Туполева как можно быстрее запяться практической деятельностью в кружке воздухоплавания. Но для сближения, на какой бы базе оно не происходило, необходимо, чтобы к этому стремились обе стороны. Так было и тут.

Наблюдая за первыми, но не робкими шагами Туполева (он очень быстро осознал, в чем его призвание), Н. Е. Жуковский довольно скоро убеждается в незаурядных способностях своего ученика. Действительно, еще будучи студентом второго курса Туполев самостоятельно рассчитывает и конструирует аэродинамическую трубу для лаборатории училища. Более того, вместе с несколькими членами кружка и рабочими мастерской они строят п пускают ее в эксплуатацию.

Такая задача, по мнению профессора, доступна только вполне сложившемуся инженеру. Понятно, что постепенно этот способный студент совсем не случайно становится его ближайшим учеником и даже помощником. Такой большой ученый, как Жуковский, не мог поддаться одному лишь обаянию Туполева, которым тот обладал в полной мере. Нет, в данном случае мастер понял, что из всех подмастерьев, сгруппировавшихся вокруг него, именно этот достоин стать его преемником.

Нужно знать, что Жуковский, хотя и окончил физико-математический факультет университета по отделу прикладной математики, всю жизнь огорчался, что не имеет звания инженера. Правда, огорчение это было чисто формальным, ибо он всегда стремился к прикладной инженерной деятельности, в которой преуспевал, и никак не укладывался в рамки кабинетного ученого.

Во время празднования его сорокалетней научной деятельности наибольшую радость доставил юбиляру золотой значок инженера, которым наградил своего профессора совет МВТУ. Ведь этот факт подтверждал справедливость его убеждений, что ученый ближайшего будущего должен быть способен наряду с теоретическими изысканиями заниматься вполне конкретной инженерной деятельностью. И конечно, он радовался, что у его первого ученика Туполева эти способности соседствовали необыкновенно удачно.